ООО «АвтоРента» 22 декабря 2023

Покатили: автопарки арендных авто пополнили машины китайских брендов

Автомобили из Китая: исполнительный директор «АвтоРента» Андрей Наумов, о новых тенденциях российского рынка аренды автомобилей. Интервью отраслевого эксперта

Андрей Наумов
Исполнительный Директор компании АвтоРента

Работает в компании 22 года, прошел путь от рядового менеджера до исполнительного директора, выпускник Нижегородского Технического Университета

За последние два года российский авторынок серьезно изменился. Причиной стал массовый уход многих зарубежных компаний и разрушение логистических цепочек под санкционным давлением. В результате многие европейские и японские марки сохранили свое лидерство только в сегменте подержанного транспорта. В категории новых машин сейчас вперед стремительно вырываются китайские.

По данным агентства «Автостат», на вторичном рынке по состоянию на конец третьего квартала 2023 года в топ-10 наиболее популярных марок легковых автомобилей входят Lada, Toyota, Kia, Hyunday, Nissan, Volkswagen, Chevrolet, Ford, Ranault и Honda. А сам он вырос на 10,9%, в общей сложности за девять месяцев были проданы 509,5 тыс. машин.

В сегменте новых автомобилей рост уже в 1,5 раз, а речь идет о объеме продаж в 717,3 тыс. единиц транспорта. Здесь тоже лидирует Lada, присутствуют Kia и Toyota, но кроме них в первую десятку попали сразу семь китайских брендов: Chery, Haval, Geely, Changan, OMODA, EXEED и Jetour.

Для понимания этой тенденции и ее влияния на рынок аренды автомобилей, мы провели интервью с Андреем Наумовым, исполнительным директором компании «АвтоРента», который поделился своими взглядами и наблюдениями относительно текущих изменений на рынке транспортных средств и роста популярности китайских автомобилей.

В России увеличивается спрос на аренду транспорта. Его драйвером стал рост цен на автомобили и запчасти. При этом если раньше люди выбирали машины в основном европейских и японских брендов, сегодня они переключили свое внимание на китайский автопром. И дело здесь даже не в доступности и ценах. Китайский автопром уже далеко не тот, что был лет десять назад. Промышленность шагнула далеко вперед. Автомобили стали гораздо качественнее и надежнее, сегодня они имеют неплохой дизайн, привлекательный внешний вид, высокий уровень комфорта и качества сборки, хорошую функциональность, завидную мощность, а, если нужно, то и экономичность.

За эти год инженерам Поднебесной удалось побороть бытующий в России миф, что китайская машина способна сгнить за три года. Современные материалы устойчивы к коррозии. Плюс большой шаг был сделан в сторону повышения безопасности водителя и пассажиров.

В результате, выбирая между далеко не новым японцем или европейцем с сопутствующими возрастными проблемами, все больше людей останавливается на новых иномарках из Китая. Таким образом обновляют свой парк и компании, специализирующиеся на предоставлении машин в аренду. Благо спрос на наши услуги тоже вырос. 

Понятно. Можете ли вы поделиться, как это отражается на вашей компании, как реагирует на этот рост интереса к китайским автомобилям?

Автопарк компании насчитывает несколько сотен автомобилей различных классов. Естественно, он обновляется несколько раз в год. Наша компания в марте сообщала о приобретении партии новых кроссоверов Geely Coolray, отличающихся дерзким характером, привлекательным внешним видом, повышенным комфортом и безопасностью. До этого были куплены пикапы Haval GWM Wingle7. Один из них участвовал в журналистской экспедиции под эгидой ЛУКОЙЛ «От скважины до потребителя», прошел 12000 километров по зимним дорогам Уральских гор и Восточной Сибири и прекрасно себя зарекомендовал как альтернатива Mitsubishi L200. Уже в октябре «АвтоРента» отметилась покупкой нескольких седанов Changan Alsvin. Тем самым руководство ответило на запросы клиентов, которые предпочитают брать в аренду авто класса компакт, в том числе по Абонементу

На данный момент доля китайских марок в автопарке «АвтоРенты» составляет 10% и постепенно увеличивается. То же самое можно увидеть и по другим игрокам рынка. 

Да, Абонемент — это эксклюзивная услуга от вашей компании, которая позволяет экономить до 50% на аренде транспорта. Но это тема для отдельного разговора. Так что рекомендуем читателям следить за нашими публикациями. Действительно, мы видим, что, многие отказываются от владения собственным автомобилем в пользу аренды. Как вы считаете, в чем причина такого изменения предпочтений и как это влияет на рынок аренды автомобилей?

В обслуживании машины основное бремя расходов ложится на ее владельца. Однако с прошлого года по официальным данным цены только на запчасти выросли на 20-30%, а по факту многие заметили подорожание чуть ли не вдвое. Плюс увеличилась стоимость работ. 

В результате многие отказываются от владения личным транспортом — и просто люди, и компании. Гораздо проще взять автомобиль в аренду — на выходные, ради короткой поездки или в постоянное пользование. В зависимости от ситуации можно выбрать конкретную модель, представительского или эконом-класса. Ее техническим обслуживанием будет заниматься владелец, то есть мы, а клиент — использовать по назначению и получать удовольствие от поездки. Зачастую так получается гораздо проще. Особенно если речь идет об автопарках организаций. А если посчитать затраты на покупку автомобиля, страховку, уплату транспортного налога, может оказаться еще и выгоднее. Неудивительно, что рынок арендных авто в этом году по разным оценкам уже увеличился на 17-20%.

И последний вопрос: как вы видите будущее рынка аренды автомобилей в России?

В России увеличивается спрос на аренду транспорта. Его драйвером стал рост цен на запчасти, автомобили, их содержание и обслуживание. Если говорить о будущем ниши, успешными окажутся те компании, которые смогут предложить достойный и разнообразный выбор классов и моделей автомобилей при сохранении конкурентоспособных цен. Высокий уровень сервиса и стандартов обслуживания клиентов, широкую линейку дополнительных услуг. Кто имеет запас запчастей и собственную техническую службу, регулярно обслуживает автомобили и следит за трендами. А тенденция сегодня такова, что россияне все чаще берут транспорт в аренду, нежели покупают личный, и при этом уже не боятся отдавать предпочтение китайскому автопрому.