ИОТ-университет 4 декабря 2024

ИОТ-университет и УрФУ работают над «Образом инженера будущего»

Команда консалтинга ИОТ-университета провела в Уральском федеральном университете стратегическую проектную сессию «Образ инженера будущего»

Цель сессии — достижение лидерства вуза в развитии инженерного и естественно-научного образования для решения задач технологического суверенитета РФ.

Перед инженерным образованием и страной в целом стоит целый ряд серьезных вызовов. Прежде всего, это технологическая блокада, которая усугубляется еще и тем, что фактически идет смена технологического уклада.

ИОТ-университет и УрФУ работают над «Образом инженера будущего»

«Перед нами стоят очень серьезные задачи, так как на сегодняшний день предприятия не удовлетворены качеством подготовки инженеров, которые к ним приходят после обучения в вузе, есть большой дефицит кадров, — отметил на открытии сессии ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — Впрочем, и от предприятий очень многое зависит — квалифицированных молодых специалистов часто не устраивает предлагаемый уровень заработной платы и социальный пакет. В любом случае университеты должны подготовить тех самых инженеров, которые помогут стране добиться технологического лидерства и технологического суверенитета. Нужно плотнее работать с предприятиями — как в вопросе подготовки кадров, так и внедрения передовых разработок ученых в промышленности».

Участниками сессии стали представители пяти институтов УрФУ, участвующих в проекте масштабирования ИОТ.

На сессии обсудили, какими компетенциями, знаниями и навыками должен обладать выпускники инженерных и естественно-научных направлений, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным в решении задач технологического суверенитета. Детально разобрали, какие условия должен создать каждый институт для достижения спроектированного «образа инженера». Определили, какие мероприятия в дорожных картах институтов обеспечат достижение необходимых эффектов в развитии лидерства в инженерном и естественно-научном образовании.

Важным результатом сессии стало понимание, что «образ инженера» — не един и не монолитен. Современный рынок труда требует инженеров с различным набором компетенций, готовых к работе в разных ролях. На это накладываются особенности конкретной отрасли, условия обучения в институте, особенности самих обучающихся. За счет развития индивидуализации в инженерном образовании, учитывающей эти условия и ограничения, можно обеспечить соответствие выпускников целевому образу на уровне институтов УрФУ, что отвечает задаче формирования лидерства в инженерном образовании на уровне всего университета.

 «Нынешний инженер должен обладать системным мышлением, мыслить уже цифровыми моделями и, соответственно, с этим выстраивать весь технологический процесс, — добавил глава вуза. — Также есть острая потребность быстрого импортозамещения оборудования и материалов. Все это особенно актуально для такого высокоразвитого промышленного региона, как Урал. И можно констатировать определенное несоответствие текущей модели образования задачам технологического лидерства. Ежегодно в стране выпускается 244 тыс. инженеров, из которых доходит до предприятий в регионах очень небольшая доля. Многие устраиваются в крупных городах, кто-то — на предприятия торговли, в сферу услуг, где можно быстро заработать и получать совсем не те деньги, которые предлагают промышленные предприятия. Ну и действительно, во многих инженерных вузах нет должного уровня именно инженерного образования, тесной связи с промышленностью».

ИОТ-университет и УрФУ работают над «Образом инженера будущего»

Генеральный директор ИОТ-университета, главный архитектор Modeus Павел Музыка отмечает: «Проектная сессия в УрФУ стала важным этапом в переосмыслении подходов к инженерному образованию. Мы совместно с коллегами определили ключевые принципы новой образовательной модели, которая позволит университетам достичь лидерства в этой области. Особое внимание было уделено изменению форматов обучения, включая переход к деятельным форматам, которые наилучшим образом развивают профессиональные и надпрофессиональные навыки. Также мы сформировали детальные дорожные карты реализации изменений, что делает следующий этап предельно конкретным и достижимым. Уверен, результаты сессии послужат основой для трансформации инженерного образования в России».