«Формат кода» 28 января 2025

Нетворкинг: инструкция по применению

Обсудим каждый этап нетворкинга и пути увеличения шансов на успех во взаимодействии с деловыми контактами и расширения круга полезных знакомств

Михаил Либерман
Менеджер по развитию бизнеса

Занимается развитием бизнеса в заказной разработке ПО. Обладает большим опытом организации работы проектов в форматах аутсорс и аутстаф

Нетворкинг — популярный термин, который сегодня можно встретить в довольно разных контекстах. По сути, это построение и развитие отношений с людьми в профессиональной сфере за счет обмена полезной информацией и навыками. И здесь принято говорить не только об общепринятых бизнес-знакомствах, но и о взаимоотношениях с коллегами, партнерами и даже давними знакомыми.

В течение жизни мы все так или иначе занимаемся нетворкингом, однако подходы могут существенно отличаться друг от друга. Одни люди относятся к процессу как к добыче мгновенно полезных контактов в строго отведенном для этого месте, чем, на мой взгляд, сильно ограничивают эффективность самого инструмента. Другие же бездумно собирают вокруг себя огромное количество связей, которые не идут дальше знакомства. И все это допустимо, когда человек впервые сталкивается с нетворкингом и набирается опыта, однако, чтобы перейти на качественно новый этап, необходимо пересмотреть свой взгляд на процесс и его построение.

Для того чтобы грамотно наращивать и использовать деловые контакты, существует проверенный временем алгоритм. Он способен превратить стихийный нетворкинг в последовательный, решающий ваши профессиональные и личные задачи. И в этой статье мы подробно обсудим каждый этап это алгоритма и его ценность, чтобы увеличить шансы на успех во взаимодействии с контрагентами и расширить круг полезных знакомств.

Классифицируйте деловые контакты

Как было упомянуто ранее, у вас наверняка уже есть определенное количество деловых контактов. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть телефонную книгу или любой мессенджер и посмотреть, со сколькими людьми вы уже когда-то установили связь.

Для начала необходимо разделить уже существующие контакты на крупные функциональные категории. Во-первых, это даст понимание общего числа ваших действующих деловых связей по каждой категории. Во-вторых, поможет провести некую «инвентаризацию»: оценить актуальность списка и понять, какие группы следует расширять. В-третьих, вам будет гораздо легче разрабатывать стратегию нетворкинга для отдельно взятой категории, объединенной общими признаками, нежели для всей базы сразу.

Визуализируйте

Не открою большого секрета, если скажу, что визуализация является мощным инструментом анализа и мышления. Осмысление собственной сети деловых контактов пройдет значительно легче и эффективнее, если нанести многочисленных контрагентов на лист бумаги или на виртуальную доску.

Куда эффективнее сразу визуализировать контакты по смысловым категориям (коллеги, партнеры, клиенты), выделив отдельные сектора, а себя расположив в центре композиции. Помимо этого, вы можете более крупно отметить значимые контакты или расположить ближе к центру наиболее тесно взаимодействующие с вами, а также добавить дополнительно действующие связи между ними. Такая картина поможет сформировать более цельное и наглядное представление о вашем месте в сети приобретенных вами связей.

Определитесь с целями

Когда база поделена на категории и имеет наглядное представление, приходит пора определиться с целями в отношении каждой группы контактов. Для этого необходимо четкое понимание, чего мы хотим от каждой категории и отдельных контактов внутри нее. Например:

  1. От коллег внутри компании требуется помощь в быстром и эффективном прохождении «ваших» бизнес-процессов. Также иногда требуется поддержка в продвижении и реализации ваших инициатив. Полезно проанализировать всех стейкхолдеров ваших бизнес-процессов и задаться вопросом, насколько хорошо вы выстроили отношения с ними — где есть недоработки, где стоит прибавить.
  2. От партнеров хочется получать поддержку в части ресурсов и обмена лидами.
  3. От клиентов, как правило, хочется получать больше заказов. Поэтому помните о важности поддержания «теплого контакта» с заказчиками, чтобы получать актуальную информацию об их задачах и потребностях.

Как только у вас появится сформированное представление о том, чем вам полезна каждая функциональная категория, вы сможете разработать стратегию общения и поддержания отношений, которая позволит добиваться поставленных задач.

Приоритизируйте и планируйте

Количество социальных связей, которые каждый из нас способен поддерживать, ограничено. Вспомним про знаменитое число Данбара: человек в зависимости от качеств личности и социального статуса может поддерживать от 100 до 220 активных социальных связей, а среднем — всего около 150-170.

Эта «социальная емкость» индивида фактически ограничивает число слотов, которые можно использовать для активного нетворкинга. Учитывая это ограничение, мы должны грамотно выбирать, какие контакты являются наиболее приоритетными, на развитие каких отношений нужно потратить больше энергии, а какие можно отодвинуть на второй план. Звучит несколько механистично, однако без расстановки приоритетов вы рискуете растратить такие ценные ресурсы, как силы и время, впустую, не получив даже половины от возможного результата.

Помните о других ограничениях

Стоит помнить, что нетворкинг не является некой «серебряной пулей», которая быстро и просто решит все рабочие проблемы. Существует ряд ограничений, которые важно учитывать, если вы хотите применять инструмент осознанно:

  1. В процессе нетворкинга происходит взаимовыгодный обмен между сторонами. Это может быть обмен информацией, услугами, помощью, вниманием или эмоциональной поддержкой. Крайне важно, чтобы этот обмен был равноценным: в ответ на затраченное время, помощь, информацию каждая из сторон должна получить удовлетворяющую ее выгоду. В противном случае кто-то почувствует себя обделенным или даже «использованным» в чьих-то интересах, что может поставить крест на дальнейших отношениях.
  2. Несмотря на все знания и навыки, есть вероятность просто не понравиться вашему «визави» на уровне «человек-человек». Его может смутить ваша манера речи, тембр голоса, стиль одежды и так далее. Наверное, универсальных советов здесь быть не может, просто будьте готовыми к подобному сценарию и не воспринимайте категорично. Тем не менее стоит отслеживать собственное психоэмоциональное состояние и внешний вид, ведь второго шанса произвести первое впечатление не будет.
  3. Выстраивание отношений требует доверия и времени. Следует запастись терпением и не бояться отсутствия мгновенных прорывных результатов. Не следует пренебрегать и своими собственными ограничениями: стратегический нетворкинг требует больших энергозатрат, и работу необходимо внимательно дозировать, чтобы избегать профессионального выгорания.

Действуйте

Если вдумчиво следовать представленному алгоритму, вы сможете определить, как работать с вашей уникальной базой контактов, а также подготовиться к наращиванию новых связей. Остается главное — действовать. Запланировать командировку, договориться о встречах, созвонах, деловых обедах. Обладая внятным планом в отношении каждого контакта, вы сможете реализовать многое из задуманного.

Всем удачного нетворкинга!