Как стать бухгалтером, с которым хотят работать
Чтобы стать привлекательным для рынка специалистом, необходимо быть инициативным профессионалом. Рассказываю, какие шаги для этого необходимо предпринять
Руководитель бухгалтерской компании «Задачи и решения», аттестованный налоговый консультант.
«Меня не ценят в компании», — такое мне приходится слышать довольно часто. И от главных бухгалтеров, работающих в найме, и от их коллег-аутсорсеров.
Но, как это часто бывает, прежде всего нужно начинать с себя. Каким должен быть бухгалтер, чтобы его оценили по заслугам? Я за время работы в сфере финансов выделила для себя 4 типа главных бухгалтеров.
Первый: считает себя очень важным сотрудником. При этом безынициативен, вечно жалуется на всех вокруг. От такого не дождешься дельных предложений по работе — зато чуть что, он может повышать голос на коллег и руководителей компании, ярко выплескивать негатив.
О работе с таким типажом аутсорсера недавно рассказывали клиенты моей компании. Собственник предприятия поставил задачу по автоматизации 1С. Главный бухгалтер просто саботировала процесс автоматизации 1С в компании и не шла на контакт с аналитиками 1С для настроек учета в новой программе. И на всех кричала. Понятно, что далеко с таким главбухом «не уедешь».
Второй тип: тихая, молчаливая, но может отреагировать очень эмоционально или обидеться, если с нее начнут спрашивать по полной. Инициативу не проявляет, предложений по работе не генерирует.
Третий тип: неплохо делает определенную часть работы, но не утруждает себя дополнительными задачами. В общении с коллегами и клиентами максимально краток, отвечает узкоспециальными бухгалтерскими терминами. Старается спихнуть часть обязанностей на других сотрудников.
И, наконец, четвертый тип. Такой главбух одинаково требователен и к себе, и к подчиненным. С коллегами говорит спокойно, готов брать ответственность на себя, искать решения проблем и признавать свои ошибки.
Парадокс в том, что именно этот типаж бухгалтеров зачастую не очень высоко себя ценит. Они относятся к вышеперечисленным качествам как к данности, хотя у любого адекватного руководителя такой бухгалтер будет на вес золота.
Говорить на одном языке
Отличный способ улучшить коммуникацию с руководством и клиентами — избегать спецтерминов, говорить просто и по делу. По моему опыту работы в аутсорсе, для 99% представителей малого бизнеса такие привычные бухгалтерскому уху аббревиатуры, как ДДС, НМА, ДЗ и КЗ, мало что говорят.
Когда мы общаемся вне профессионального сообщества на языке бухгалтерских проводок, то как будто возвышаем себя своими знаниями. Поэтому у меня в компании словосочетание «отрицательное сальдо ЕНС» под запретом.
На конференциях Федеральной Ассоциации Бухгалтеров-аутсорсеров мы тоже говорим с бизнесом на одном языке, объясняем то, что хотел сказать законодатель, помогаем создавать условия для цивилизованного предпринимательства.
Более того, ФАБА делится компетенциями и с коллегами. Опытные бухгалтеры и налоговые консультанты всегда помогут советом начинающим специалистам или тем, кто впервые столкнулся с вопросом. Подразделения Ассоциации открыты в 20 регионах — от Дальнего Востока до новых территорий, поэтому мы видим практику применения тех или иных норм в разных областях и знаем, с какими сложностями встречаются и бухгалтеры, и предприниматели.
Сила регламента
Введение регламентов на работе упрощает взаимодействие с отделами в найме и клиентами в аутсорсе. Но! Очень важно доходчиво объяснить, зачем нужен тот или иной регламент. Буквально разжевать его и показать, какие плюсы он принесет каждому отделу предприятия. Ну а без регламентов работы с клиентами в аутсорсе очень сложно добиться взаимопонимания с бизнесом.
Например, в компании одновременно с введением регламента у менеджеров по закупкам появился KPI по передаче документов. Его ведь можно вводить не только в формате штрафов, но и в виде доплат. Так менеджеров мотивировали на более быструю обработку документов.
Не стоит забывать и про административный рычаг — прежде чем вводить какой-либо регламент, заручитесь поддержкой директора, объясните ему, зачем это нужно. По новым правилам готовы начать работать далеко не сразу все сотрудники.

Ну и главное — помните: регламент — это не просто «кинуть бумажку с новыми распоряжениями». Вы и сами в обязательном порядке должны его соблюдать и помогать коллегам к нему адаптироваться.
Время первых
Распространенная проблема — многие бухгалтеры боятся выходить на первых лиц компании. Даже если им пришло в голову отличное финансовое решение, которое поможет общему делу развиваться эффективнее.
Говорить с руководством можно и нужно — главное, соблюдать правила:
- Обозначать суть вопроса простым языком.
- Свою экспертность показывать не через спецтермины, а по сути.
- Проявлять интерес к предложениям руководства.
- Брать ответственность на себя.
- Признавать ошибки (если они есть).
- Не жаловаться, а аргументированно просить помощи.

Открытость, инициативность и желание улучшить работу компании ценится всегда и везде.
Моя команда — продолжение меня
Как бы пафосно это ни звучало — так и есть. По крайней мере, в аутсорсинге. Если руководитель бухгалтерской компании в процессе построения команды сможет привить сотрудникам общую систему ценностей, то все будут чувствовать, что делают одно важное дело. К таким ценностям относятся:
- Задача, поставленная клиентом, должна быть выполнена
- Мы не игнорируем запросы
- Предупреждаем о рисках
- Просвещаем
- Не дергаем без дела
Правила вроде бы простые, но очень важные. Клиент не должен быть слишком утомленным, не стоит кидать ему в мессенджер длинные статьи или цитаты из законов, которые будут ему непонятны. Нужно переложить ему эту информацию в емкий и понятный месседж.
Для того чтобы общий язык с клиентом сложился, неочевидные моменты совместной работы стоит разобрать и проговорить вслух.
Очень полезный навык — смотреть «за горизонт» и прогнозировать возможные риски для клиента. Не запугивать, но предупреждать о возможных негативных последствиях для его бизнеса.
Работая единой командой, бухгалтер должен симпатизировать предпринимателю. В аутсорсе без этого нельзя.
Отлаженный бухгалтерский клиентский сервис предполагает четкие отработки по запросам и быстрые ответы на интересующие вопросы.
И разумеется — вовремя рассчитанные налоги.
Сочетание вышеперечисленных личных и профессиональных качеств создаст вашей бухгалтерии положительный имидж, а конкретно вас сделает очень привлекательным для рынка специалистом. Особенно — в условиях кадрового голода.