Отставание или потенциал: перспективы российских технологий СУБД и ERP
Николай Ситников, архитектор инноваций RAMAX Group, поделился своим мнением о том, как сейчас обстоят дела с отечественными технологиями СУБД и ERP
Специализируется на решениях, направленных на повышение эффективности процессов в компаниях крупного бизнеса. С 2016 года занимается внедрением и развитием технологии Process Mining
Сегодня бизнесу нужны цифровые технологии, которые не только упрощают работу, но и заметно повышают эффективность операционной деятельности. Уход мировых ИТ-гигантов «встряхнул» рынок и подтолкнул отечественных производителей ПО к разработке и модернизации высокотехнологичных решений для развития бизнеса в ключевых отраслях экономики РФ. Особое внимание ИТ-компании уделяют продуктам в области управления базами данных (СУБД), а также автоматизированным системам управления предприятием (ERP).
Надо признать, что наши разработчики достаточно успешно развивают системы управления базами данных. Это связано с тем, что они начали работать в этом направлении задолго до 2022 года, еще до момента первого анонса стратегии на импортозамещение. За примерами наших решений, нацеленных на определенные варианты применения (аналитические СУБД, высоконагруженные СУБД и т.п.), далеко ходить не надо: например, Clickhouse от Яндекса, Tarantool от ВК, Picodata от Arenodata. Что-то создавалось с нуля, другие же, так называемые «форки», создавались на основе уже существующего ПО с открытым кодом.
Конечно, не все идет гладко, но все вызовы касаются большей степени прикладных вопросов, а не технических. Для их решения, нам важно наращивать число компетентных администраторов. Например, у Oracle и Microsoft были полноценные учебные программы, программы сертификации, привлечения местных учебных центров. У отечественных производителей в данном направлении пока еще не такой уровень зрелости, поэтому при переходе на российский СУБД трудностью становится набор квалифицированного персонала.
Также число масштабных (большие объемы данных, высокая нагрузка, сложные принципы разграничения доступа и т.п.) проектов пока невелико. В данном случае производители не всегда могут предсказать, какая функциональность решений будет востребована и ждут обратной связи от пользователей. Данный вопрос должен потерять актуальность в ближайшие пару лет, так как переход с зарубежных решений идет активно, в том числе и для очень «тяжелых» проектов.
Если мы говорим про развитие отечественных ERP-систем, то здесь есть свои нюансы. ERP — это очень широкий термин, и он прежде всего означает «управленческий учет», который позволяет руководству принимать обоснованные решения, касающиеся развития бизнеса. Важно понимать, что управленческий учет не равен бухгалтерскому, так как последний предполагает конкретный формат с учетом требований законодательства, что не всегда удобно для анализа и принятия дальнейших решений. Процессы ERP включают автоматизацию бухгалтерского учета, но они составляют примерно 30% общего объема.
Большинство отечественных решений начинали как бухгалтерские системы, постепенно добавляя недостающий функционал, которого достаточно для среднего бизнеса, но не для крупного, где больше уровней управления, сильнее разделение между задачами подразделений, сложнее организация взаимодействия между разными функциями. Для реализации функционала ERP в объеме сравнимым с SAP или иными западными решениями разработчикам потребуется:
- признать, что накопленный за 40 лет западными решениями опыт достоин изучения и воспроизведения, даже если он отличается от того, к чему привыкли;
- найти заказчиков нужного масштаба с внутренней сильной командой, которая будет работать в связке с производителем, формулируя требования и выдавая обратную связь;
- полностью завершить с десяток проектов.
Все это реализовать быстрее 5 лет вряд ли возможно. И только потом мы можем говорить, что у нас есть отечественная ERP для крупного бизнеса.