Эксперт Quick Resto назвал основные foodtech-тренды 2025
Коммерческий директор Quick Resto Михаил Медведев о том, как глобальные тренды влияют на российский foodtech-рынок и чего ждать в 2025 году
Эксперт c опытом более 10 лет в области диджитализации и автоматизации проектов. Диджитализировал самые крупные мировые сети: «Додо Пицца», «Тануки», «Хлеб Насущный», Starbucks, KFC, ТОКИО-CITY и др.
В России, когда говорят о FoodTech, зачастую подразумевают доставку еды, инновационные стартапы, автоматизацию и связанные с ними бизнес-модели. Однако, глобально это понятие гораздо шире: оно включает в себя технологии на всех этапах продовольственной цепочки — от выращивания сельскохозяйственных культур и производства сырья до доставки готового блюда на тарелку конечному потребителю.
Глобальные тренды
По мнению аналитиков GreyB, международного консалтингового агентства в сфере инноваций, в 2025 году фудтех-рынок будет определяться следующими ключевыми трендами: разработка альтернативных протеинов, производство нутрицевтиков (функционального питания), внедрение технологий для снижения уровня сахара (в том числе, уменьшения содержания природного сахара в натуральных соках), создание эко-упаковки, персонализация питания, выпуск сублимированной пищи, цифровизация цепочек поставок, оптимизация управления пищевыми отходами, роботизация производств и применение 3D-печати в пищевой индустрии.
С этими данными созвучен и отчет Pitchbook, по которому самые значительные инвестиции к началу 2025 года привлекли стартапы в следующих направлениях: развитие альтернативных источников белка, создание персонализированных диетических программ, разработка устойчивой упаковки, совершенствование технологий контроля свежести продуктов, развитие онлайн-сервисов заказа и доставки еды, расширение производства функционального питания, а также сервисы автоматизации ресторанного и розничного бизнеса.
Важно отметить, что большинство из этих трендов активно развиваются и в России, хотя порой и с некоторым отставанием. Далее подробно рассмотрим наиболее значимые тенденции, формирующие ландшафт отечественного фудтех-рынка.
Инвестиционные аппетиты
После некоторого затишья активность в российском фудтех-секторе вновь набирает обороты. Рынок драйвят инвесторы и акселераторы, растет число многообещающих стартапов.
Примечательно, что зарегистрированная в России Ассоциация Производителей Альтернативных Пищевых Продуктов на сегодня объединяет более сотни действующих компаний, среди которых есть обладатели уникальных разработок.
Согласно данным Venture Guide, в 2024 году наибольший объем инвестиций в российском фудтехе был направлен на проекты в области разработки программного обеспечения для автоматизации ресторанного бизнеса, вроде Quick Resto, производства функциональных и персонализированных продуктов питания, а также сервисы доставки готовых блюд.
Важно отметить, что перспективные фудтех-стартапы в России привлекают внимание не только венчурных фондов и бизнес-ангелов, но и крупных компаний отрасли. Так, в рамках недавнего конкурса отраслевого акселератора FoodTech 2024, отбор потенциальных проектов проводили эксперты из R&D-подразделений таких компаний, как «Вкусвилл», «ЭФКО», «Лента», «Россельхозбанк» и других лидеров рынка.
Влияние медиа и трендсеттинг от поколения Z
Сегодня медиа и соцсети в интересах стейкхолдеров продвигают глобальные макротенденции, такие как сокращение потребления сахара, мяса, спрос на альтернативные белки и экологичную упаковку, «безалкогольный алкоголь», необходимость заботиться об «отрицательном углеродном следе» (выбирая соответствующие продукты) и многое другое.
Одним из драйверов становится поколение зумеров, чья жизнь неразрывно связана с цифровой средой. Их вкусы и потребительские привычки в серьезной степени определяют то, как появляются и распространяются нынешние фуд-тренды.
Пока ученые спорили о пользе насекомых в рационе, TikTok-блогеры нашли чем похрустеть без сомнительного послевкусия. 2024 год, в числе прочих, принес нам тренд на «дубайский шоколад». Мукбанг-видео блогеров с поеданием нашумевшего десерта набрали 2 млрд просмотров, заставив Amazon включить хруст в топ пищевых трендов 2025 года.
Интересно, что на этом история не закончилась, и нашумевший фуд-тренд из соцсетей начал вторую жизнь в общепите. Например, недавно российская сеть «Теремок» объявила о запуске нового блюда — блинов с начинкой из «дубайского» шоколада.
Бум доставки и рост dark kitchens
В 2024 году российский рынок доставки еды достиг около 918 млрд рублей, по данным Infoline.
Ожидается, что в ближайшем будущем этот сегмент продолжит расширяться, хотя, возможно, не такими стремительными темпами.
При этом, интерес крупных игроков к нише сохраняется — осенью 2024 года стало известно о планах ВТБ по запуску собственной службы доставки.
Действующие ключевые фудтехи активно развивают свои экосистемы, сервисы и инфраструктуру. Так, например, «Яндекс Еда» инвестирует в собственное производство электровелосипедов для курьеров и активно наращивает сборку роботов-доставщиков.
К 2026 году компания планирует обрабатывать до 40 тыс. автономных роботизированных доставок ежедневно.
Региональная и международная экспансия — еще один важный вектор развития. В 2024 году «Самокат» не только охватил 12 новых городов, но и начал экспорт продукции в Китай, а «Яндекс Лавка» — вышла на рынок Казахстана.
Рост dark stores и dark kitchens — популярных форматов ритейла и ресторанного бизнеса, ориентированных на доставку — тренд, который останется с нами и в 2025 году.
Сервис автоматизации ресторанного бизнеса Quick Resto отмечает ежегодное увеличение числа dark kitchens среди своих пользователей. По данным за 2024 год, количество новых регистраций «темных кухонь» выросло на 17% по сравнению с предыдущим годом.
Персонализированное питание
Персонализированное питание в России активно развивается. На рынке представлено несколько десятков компаний, предлагающих индивидуальный подход к рациону, они успешно привлекают финансирование и масштабируются.
Сервисы вроде Level Kitchen, Grindin и Solofood, помогают подобрать рацион, учитывая пол, возраст, состояние здоровья и личные цели, будь то снижение веса или увеличение мышечной массы.
Также можно заказать готовые диетические рационы, разработанные с учетом медицинских показаний, биохимических анализов и генетических данных.
В 2024 году российская компания JustFood, специализирующаяся на доставке здорового и персонализированного питания, привлекла около $1,8 млн инвестиций.
Функциональная еда
Функциональная еда и напитки — это продукты с дополнительными полезными свойствами, повышающие потенциал организма. Например, обогащенные пребиотиками, коллагеном, витаминами, нутриентами, ноотропами, гепатопротекторами и т.п.
В России этот рынок пока развивается медленнее, чем за рубежом, но имеет высокий потенциал. Один из первопроходцев на этом рынке, бренд re-feel, в 2024 году привлек значительные инвестиции.
Смежный с функциональным рынок здорового и диетического питания (wellness и smart food) в России является более зрелым, и, по прогнозам, в 2025 году превысит 1 млрд рублей.
В 2025 году ожидаем продолжение роста направления альтернативных продуктов — «более здоровых» заменителей традиционных продуктов.
«Устойчивая» упаковка: между экологией и маркетингом
По данным Ipsos, в России 31% покупателей готовы отказаться от упаковки, которую нельзя переработать.
Биоразлагаемые и съедобные материалы стали обязательным акцентом в маркетинге брендов, ориентированных на молодое поколение. В то же время потребителей уже не обманешь гринвошингом — так называют маркетинг, маскирующий реальное воздействие на природу.
К примеру, в последние годы с виду невинные бумажные стаканчики объявили «убийцами планеты» — из-за их доказанного вреда экологии и здоровью человека. И, разумеется, подобные потребительские «расследования» открывают новую нишу — «по-настоящему экологичной упаковки».
Яркий пример адаптации глобального тренда — эксперименты с многоразовой тарой для доставки (пилот «Яндекс Лавки») и упаковкой из сельскохозяйственных отходов — например, соломы и отходов льна.
Аналитики Россельхозбанка прогнозируют, что к концу 2025 года российский рынок упаковки увеличится на 30%, до 1,7 трлн рублей. Доля эко-упаковки при этом составит до 50% от всего объема.
Альтернативные белки: реалии рынка
В мире набирают популярность насекомые как альтернативный источник белка, и в России тоже появляются стартапы, производящие снеки из личинок.
Однако, вероятнее всего, такие продукты останутся нишевыми из-за слабых нормативных основ, недоверия потребителей, вкусовых особенностей и аллергенности.
Более перспективным направлением считается «лабораторное мясо», выращиваемое из стволовых клеток. Недавняя легализация этой технологии в Сингапуре, США и Израиле свидетельствует о потенциале.
Аналитики прогнозируют, что к 2033 году мировой рынок культивированного мяса достигнет 2,1 млрд долларов, а к 2043 году — 13,7 млрд долларов. Тем не менее, высокая стоимость производства и необходимость обеспечения промышленной безопасности пока замедляют его распространение.
Стартап Artmeat и «Очаковский комбинат» еще в начале 2020-х провели успешные эксперименты по культивированию мяса, но масштабирование проекта остается задачей будущего.
В этих условиях, ожидается, что основной заменой мясу станет растительный белок, благодаря репутации более здорового и экологичного продукта.
Растительное мясо уже нашло своего потребителя в России, встречается в ресторанах здорового питания, сервисах доставки и магазинах. Его производят из пшеницы, гороха, сои и других растительных основ. Greenwise, позиционирующая себя как «драйвер российского фудтеха», является одним из крупнейших производителей растительного мяса в стране.
Тренды автоматизации
В 2025 году искусственный интеллект значительно укрепит свои позиции в фудтехе. ИИ-системы уже применяются для прогнозирования трендов, оптимизации поставок и повышения безопасности продуктов. В сельском хозяйстве (agritech) автоматизация растет за счет больших данных, блокчейна, машинного зрения и робототехники. Роботы и ИИ также используются в производстве пищи для упаковки и контроля качества.
В общепите ИИ применяется для контроля сотрудников, производства и оценки блюд.
Помимо развития ИИ-решений, рынок российского фудтеха демонстрирует рост инвестиций в автоматизацию и проникновения POS-систем, функционал которых охватывает ключевые аспекты управления общепитом и постоянно расширяется. Например, за счет автоматизации лояльности. В минувшем году рост клиентских запросов на эту услугу составил 22%, и по нашим прогнозам, он удвоится в 2025 году.
Все более базовым функционалом POS-систем является поддержка соблюдения законодательных требований, например, разрешительного режима маркированной продукции в общепите.
Помимо перечисленных опций, в 2025 году увидим все большее проникновение киосков самообслуживания и голосовых интерфейсов, например, для управления POS-системами через голосовые команды в пиковые часы.
Биоэквайринг— еще одна опция, к которой стремительно привыкают потребители. Оплата лицом уже доступна в некоторых заведениях в Москве и Сочи, также эта опция активно тестируется в Татарстане.
Подводя итоги
Потребители в ближайшие годы будут отдавать предпочтение более здоровой, функциональной и сбалансированной пище. Однако найдется место и «быстрым трендам» из соцсетей вроде «дубайского шоколада» или «dirty soda».
На фоне ускорения темпа жизни будет расти сегмент еды to go. В российском общепите в ближайшие три года наибольший рост продемонстрирует сегмент фастфуда, включая стритфуд, тогда как количество ресторанов a la carte останется относительно стабильным.
Ожидается усиление тренда на дарк китчены, где ключевым фактором успеха станет скорость приготовления и доставки продукции. Наряду с этим, будет расти востребованность корпоративного питания, ежедневной доставки блюд в офисы.
Еще одним перспективным направлением, которое часто недооценивают, будет кейтеринг и организация выездного питания. На текущий момент этот сегмент не отличается высоким развитием, однако демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. В частности, в крупных городах средний чек на одного гостя на мероприятиях кейтеринга и банкетах увеличился в 1,5–2 раза, а в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель вырос втрое.