Design For School 5 декабря 2025

Третий учитель: почему школьная среда влияет на поведение и результаты

До 16% различий в успеваемости связаны со школьной средой. Почему ее качество стало предметом обсуждения директоров, регионов и экспертов

Юлия Cидорова
Эксперт по образовательной среде и стратегическому развитию

Развивает продукты и процессы в студии дизайна Design For School. Имеет опыт работы в дизайне и архитектуре, международных образовательных и культурных проектах

За последние два года тема образовательной среды вышла за пределы профессионального круга дизайнеров и стала предметом обсуждения региональных министерств и руководителей школ. На форумах — от «Педагогов России» до «Школы мечты» — говорят о «третьем учителе»: пространстве, которое влияет на ребенка не меньше, чем педагог и сверстники. Речь уже не о «красивом оформлении», а о факторе воспитания, вовлечении и эмоциональном комфорте.

Что известно исследователям

Крупные исследования (например, HEAD, Великобритания) показывают: параметры среды — освещение, акустика, визуальная структура — могут объяснять до 16% различий в учебных результатах. Экологическая психология подтверждает, что переизбыток визуальных стимулов повышает уровень стресса и снижает концентрацию. Российские проекты, в том числе исследования НИУ ВШЭ, отмечают, что структурированная среда особенно важна для подростков, которые сейчас все больше времени проводят в перемещениях.

Российский парадокс: инфраструктура обновилась, культура — нет

По наблюдениям экспертов Design For School (дизайн-студии, работающей с государственными и частными школами в разных регионах России), после капитальных ремонтов проявляется один и тот же разрыв: пространство выглядит новым, но правила его использования не сформированы. Уже через несколько месяцев на стенах появляются самодельные объявления, а кабинеты оформляются в индивидуальном стиле педагогов. Результат — быстрый возврат к визуальному хаосу и потеря эффекта от реновации.

Часто школы получают обновленное здание, но не получают системы, которая удерживает порядок — норм размещения материалов, общих визуальных принципов и роли, отвечающей за среду.

Две крайности среды

Сегодня школы чаще всего оказываются между двумя полюсами:

  • «Визуальный колхоз»: переизбыток плакатов, разрозненные материалы, шум, который снижает концентрацию уже к середине дня.
  • «Стерильная пустыня»: боязнь испортить ремонт приводит к обезличенному пространству, где нет следов детской жизни — это снижает вовлеченность и ощущение принадлежности.

По данным Design For School, большинство школ проходят обе эти стадии, прежде чем сформировать запрос на системный подход.

Принципы рабочей среды

Школы, которые добиваются устойчивых результатов, опираются на несколько базовых принципов:

  1. Читаемость пространства — четкие ориентиры, повторяющиеся маркеры, логика зонирования.
  2. Навигация как система — не отдельные стрелки, а продуманная схема движения и понятные сценарии поведения. 
  3. Коллективная идентичность, а не набор «украшений». Как это может выглядеть можно посмотреть на примере кейсов школы №7 г. Железноводск или Вольгинского лицея во Владимирской области.
  4. «Визуальная диета» — баланс между информационной перегрузкой и пустотой.
  5. Единые стандарты материалов — читаемость, контраст, шаблоны объявлений.

Эксперты Design For School отмечают, что эти стандарты сегодня становятся частью операционного управления школой — так же, как расписание или регламенты безопасности.

Что это означает для системы образования в 2025 году

В совокупности эти тенденции показывают: в российской школе формируется новая норма — работа со средой становится не эстетическим выбором, а управленческой задачей. Пространство начинает рассматриваться как ресурс, который влияет на дисциплину, комфорт и доверие родителей, а решения об идентичности, навигации и визуальных правилах входят в стратегическую повестку вместе с программами развития и кадровой политикой.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше