«Абсолют Страхование» разрабатывает инновационные продукты

Цифровая трансформация, стремительное развитие онлайн-сервисов и искусственный интеллект

Андрей Бурлак
Заместитель генерального директора по розничным продажам «Абсолют Страхование»

Имеет высшее экономическое и юридическое образование. Работает в сфере страхования более 20 лет. Входит в состав комитета ВСС по электронной коммерции и цифровым сервисам

Существует ли такой минимальный уровень технологизации в современной страховой компании, ниже которого невозможно работать на рынке?

Существуют стандарты технологической оснащенности страховой компании, предписанные законодательством и регулятором. Закон, например, требует обязательного наличия у страховщика сайта и обязательного размещения на нем определенной информации, предоставление ежедневной отчетности регулятору в онлайн-режиме. Кроме того, страховщик, к примеру, продающий ОСАГО, обязан быть интегрированным в Национальную страховую информационную систему (НСИС) для получения данных о страховой истории клиента. Вообще, страховщики сейчас активно работают с финтехом и иншуртехом, предоставляя электронные услуги на своих сайтах. Сталкиваясь с высокотехнологичными банками и их сервисами, клиенты от страховщиков тоже требуют оказания услуг через интернет-сайты и мобильные приложения и хотят взаимодействовать через мессенджеры и чат-боты. А лидеры индустрии стремятся предложить больше, удваивая вложения в цифровизацию не только в продажах, но и в сопровождении и урегулировании договоров, делая клиентский путь максимально удобным.

Как вы оцениваете конкуренцию между иншуртех-стартапами и традиционными страховыми?

Инновационные технологии помогают страховым компаниям автоматизировать расчеты, прогнозировать риски, минимизировать количество человеческих ошибок и сокращать издержки. Поэтому конкуренции между классическими страховщиками и иншуртехами на данный момент нет. Напротив, страховщики стремятся внедрять инновации для укрепления своих позиций на рынке и успешно сотрудничают со стартапами. Хотя стартапы больше выступают тут в роли идейных вдохновителей. Некоторые компании обладают большим запасом ресурсов и могут позволить себе эксперименты. Но компании с ограниченными ресурсами стремятся инвестировать лишь в то, что гарантированно принесет им прибыль, снизит расходы или улучшит клиентский опыт.

В нашей компании были ли случаи, когда использовали решения иншуртеха?

Недавний случай: мы применили решение от иншуртеха для осмотра жилья при страховом событии. Ранее в таких ситуациях мы направляли эксперта, который делал фотографии и оценивал ущерб для урегулирования. Теперь клиент может, предварительно скачав мобильное приложение, самостоятельно фотографировать последствия страхового случая и сообщать в страховую компанию о происшествии. Это новшество привело к существенной экономии, сократив затраты в 10 раз. Возможности приложения позволили страховщикам фактически отказаться и от предстрахового осмотра. Для клиента процесс стал более удобным — ему не нужно ожидать визита, выделять время или впускать чужих людей в дом. Всю необходимую информацию клиент может предоставить самостоятельно через мобильное приложение. Пока что фотографии и материалы изучаются андеррайтерами. Это необходимо для накопления достаточного количества данных. Как только мы придем к пониманию, что можно делегировать эту задачу искусственному интеллекту, он начнет обрабатывать фотографии и принимать решения о выплатах по страховым случаям.

Применяется ли искусственный интеллект в «Абсолют Страхование»?

Искусственный интеллект уже стал неотъемлемой частью некоторых наших продуктов. Мы применяем его для оценки клиентов — в основном, физических лиц. Каждый, кто желает приобрести страховку, проходит через процедуру скоринга и антифрод-проверку, чтобы установить его страховую историю в других компаниях и факторы, влияющие на вероятность получения высоких убытков по нему. Скоринг включает использование сотен разнообразных параметров, и, если бы все они проверялись человеком, это потребовало бы немало времени и большого числа сотрудников. Этот процесс мы автоматизировали, настроив искусственный интеллект так, чтобы он мог принимать решения, стоит ли нам сотрудничать с данным клиентом, и, в случае положительного ответа, по какой цене. Эти инновации касаются не только автострахования, но и других смежных областей. Например, наш чат-бот ВЗР разработан для приобретения страхового полиса для выезжающих за рубеж или полиса путешественника по РФ через удобный для клиента канал.

Задача страховой компании — предложить каждому пользователю, подходящий способ покупки: одни предпочитают взаимодействие с агентами, другие выбирают веб-сайты, в то время как третьи находят комфортным в использовании ботов или при покупке в мессенджерах. Мы гордимся тем, что стали одними из первых, предложившими эту инновацию.

А какие еще инновационные продукты готовы к запуску в компании?

Из последних разработок стоит выделить новый страховой продукт — подписку-конструктор. Это решение изначально возникло как коробочная подписка в приложении «Госуслуги Дом». Потом мы заметили, что коробочные версии продуктов не всегда отвечают потребностям клиентов. Поэтому предоставили возможность страхователю выбрать нужные риски и опции из 9 предложенных по страхованию квартиры, парковки и кладовой. Кроме того, клиент может увеличить лимит выплаты. Подписка оформляется через привычные мобильные приложения партнеров, без лишних шагов и переходов.

Мы планируем расширять применение подписки-конструктора и на другие продукты, охватывая не только физических, но и юридических лиц. Летом 2024 года «Абсолют Страхование» запустила в тестовом режиме коробочную страховку для жильцов ЖК «Самолет». Продукт быстро набрал популярность, поэтому для этой аудитории было создано новое гибкое предложение. С декабря 2024 года в мобильном приложении УК «Самолет» появилась страховая подписка-конструктор.

Есть запрос от клиентов на включение и других страховых продуктов в сервис подписки: страхование загородных домов, ипотеки, автокаско, страхование от несчастных случаев и для выезжающих за границу.

Единовременные крупные платежи, которые нужно вносить за полис, могут быть обременительными. Поэтому чем комфортнее для клиентов система оплаты, тем больше услуг они могут себе позволить. Мы уверены, что продукт с такой удобной системой оплаты имеет огромный потенциал.

А что следует предпринять при возникновении страхового случая и насколько быстро происходит выплата?

При наступлении страхового случая по продуктам подписки, мы предлагаем клиенту заполнить специальную форму, доступную по ссылке на лендинг-странице. Эту ссылку мы отправляем клиенту. Полученная информация затем обрабатывается нашей страховой компанией. Какие дополнительные документы необходимы, зависит от характера страхового случая. В случае пожара могут понадобиться документы от МЧС. Если произошел залив, то требуются данные от управляющей компании, а в случае противоправных действий — документы из полиции, подтверждающие страховое событие.

Можно ли назвать «быстрые выплаты» своего рода инновационным продуктом?

Да, мы уверены в этом. «Быстрые выплаты», особенно в случае небольших сумм, будут востребованы на рынке, создавая эффект приятного удивления клиента, привыкшего к медлительности страховщиков, когда он получает выплату на следующий день. Поэтому мы намерены развивать это направление. На международном рынке существуют примеры страховых компаний, использующих искусственный интеллект для выплат в течение трех минут. Это для нас сейчас ориентир.

Мы стремимся ускорить процесс выплат с помощью ИИ, но для этого необходим сбор достаточного объема данных. ИИ эффективно заработает, когда число выплат превысит 10 тысяч. На этом количестве мы сможем его обучить принимать решения в различных ситуациях.

Расскажите, пожалуйста, про встроенное страхование.

В России встроенное страхование можно применять в любой отрасли, в которой потребители ведут себя активно, продуктами и услугами которой регулярно пользуются. Например, ЖКХ, банковские продукты, недвижимость, товары для дома и для животных, здравоохранение и другие. В «Абсолют Страхование» мы давно предлагаем клиентам страхование имущества и ответственности при оплате услуг ЖКХ и при аренде квартир.

Как компания, для которой клиент является основной ценностью, мы делаем все возможное, чтобы обеспечить высококачественный сервис и сделать его счастливее.