В чем выгода ИТ-аутсторсинга для российского бизнеса
О преимуществах подобной системы для российских компаний рассказал Алексей Агеев, HR BP WMT Group
Более 5 лет закрывает потребности бизнеса при помощи HR-инструментов.
Согласно данным исследования Крока порядка 60% компаний сталкиваются со сложностями в бесперебойной работе ит-инфраструктуры и бизнес-процессов. Главная проблема, выявленная в ходе исследования — это кадровый вопрос (отметили 78% опрошенных респондентов), жалуются также на проблемы с интеграциями решений различных вендеров.
Несмотря на турбулентное состояние российского ит-рынка, доля компаний-потребителей услуг в сфере ит-аутсорсинга растет из года в год.
Чаще всего у ит-аутсорсингу обращаются для закрытия потребностей в области разработки ит-решений, бесшовной интеграции их в экосистему компаний. Для комплексного снятия подобных «болей» необходимо за короткий срок привлечь ит-специалистов, способных закрыть поступающие потребности.
Что такое ит-аутсорсинг
ИТ-аутсорсинг — это заказ услугу у сторонней компании по обеспечению необходимыми техническими ресурсами для решения узкопрофильных задач, связанных с установкой, обслуживанием ПО или закрытием точечных бизнес-задач.
Плюсы ит-аутсорсинга
По мнению Алексея Агеева, плюсов аутсорсинга персонала на самом деле гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
- Отказ от необходимости управлять второстепенными задачами. Вместо этого ресурсы направляются на основные направления. Например, компания сокращает издержки по обеспечению целого ит-отдела.
- Снижение нагрузки на HR-отдел и бухгалтерию. Управление кадровыми документами — сложная и затратная задача. Передача функций по подбору, учету и сопровождению персонала аутсорсинговой компании помогает оптимизировать кадровую работу.
- Избавление от трудовых соглашений с арендованными исполнителями. Полностью снимает ответственность за их деятельность. Гарантия выполнения обязательств по контракту. Договор между работодателем и аутсорсинговой компанией ясно определяет все обязательства и требования сторон, включая ответственность за возмещение затрат при недобросовестном исполнении работ или срыве сроков.
- Оплата по факту оказанных услуг. Подписывая контракт, владелец бизнеса избавляется от необходимости оплачивать время простоя, услуги аутсорсера оплачиваются только по тарифам предоставляющей организации.
- Разнообразие предоставляемых услуг. Возможности аутсорсинга практически безграничны. Можно передавать на внешнее управление различный спектр функции, в том числе те, которые непосредственно связаны с ключевой деятельностью компании — от бухгалтерии до логистических операций. Отказ от необходимости самостоятельно контролировать вспомогательные бизнес-процессы, при этом продолжая извлекать из них выгоду и прибыль. Гарантия привлечения высококвалифицированных специалистов.
Минусы аутсорсинга
1. Недостаток контроля и средств воздействия с подрядчиком.
Сотрудники и подразделения, привлеченные по аутсорсингу, не входят в штат компании-заказчика и не обязаны подчиняться ее руководству. Часто возникают ситуации, при которых заказчик не понимает, где необходимо соблюдать баланс в коммуникации по части постановки задач для привлеченных ит-специалистов.
2. Угроза утечки важной коммерческой информации и персональных данных.
Конфиденциальность является одной из основных проблем современности.Чтобы избежать рисков, связанных с несанкционированным использованием значимой информации или ее передачей третьим лицам, необходимо четко прописать права и обязанности сторон в договоре в части разглашения данных.
3. Зависимость от квалификации сторонних специалистов.
Доверительные отношения могут обернуться потерями. Защита интересов обеспечивается наличием раздела о материальной ответственности за нарушение условий соглашения.
4. Ненадежность компаний, предоставляющих аутсорсинговые услуги, или их банкротство могут привести к затяжным судебным разбирательствам.
Фактическое качество работы аутсорсингового поставщика можно оценить только на основании отзывов реальных клиентов.
5. Риск получения некачественного результата.
Репутация и опыт компании имеют значение, но проверить достоверность ее заявлений можно только после завершения сотрудничества. Одна из главных проблем на старте — отсутствие полноценного ТЗ от заказчика, чтобы этого избежать необходимо в начале работы проговаривать пул необходимых задач и результат, который ожидает получить заказчик в финале. Корпоративная этика играет важную роль в взаимодействии с подрядчиком. Важные аспекты этики и взаимодействия с коллегами и партнерами следует донести до внешних исполнителей еще на этапе согласования условий контракта.
Форматы аутсорсинга
Форматы аутсорсинга могут различаться в зависимости от потребностей компании и области применения:
Функциональный аутсорсинг. Это передача определенных функций третьей стороне. Как правило это бухгалтерские услуги.
Процессный аутсорсинг. Это вовлечение внешних специалистов для выполнения отдельных бизнес-процессов.
Проектный аутсорсинг. Это найм внешних экспертов для выполнения конкретного проекта в установленный срок.
Аутсорсинг услуг. Это передача специализированных услуг, например, HR-задач внешним компаниям.
Технологический аутсорсинг. Это перенос ит-функций, таких как разработка программного обеспечения или поддержка инфраструктуры, на внешние команды.
Какие задачи чаще всего отдают на аутсорсинг
В сфере аутсорсинга на первом месте находятся бухгалтерские услуги. Даже небольшие общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели, порой даже не осознавая этого, часто передают бухгалтерский учет на аутсорсинг. Это происходит, когда бухгалтер не становится частью штата, а приглашается только для подготовки квартальной отчетности.
Также один из самых популярных сегментов аутсорсинга — транспорт и логистика. Даже крупные компании иногда выбирают не заниматься закупкой транспортных средств и управлением логистическими процессами самостоятельно.
Крупнейшие маркетинговые агентства служат международным корпорациям — это тоже вариант аутсорсинга. Часто производственные функции также передаются внешним исполнителям. Продажи тоже часто оказываются на аутсорсинге, и, как правило, это проще, чем передавать другие функции. Платить партнеру процент от продаж часто выгоднее и проще, чем содержать собственный отдел с затратами на зарплаты, условия труда и оборудование. Внешние отделы продаж традиционно являются специализацией колл-центров, которые были одними из первых, кто начал предоставлять аутсорсинговые услуги в российском бизнесе. Колл-центры изначально обозначали свою работу в рамках аутсорсинговых услуг.
ИТ — функционал отдают на аутсорсинг, когда возникает необходимость в обслуживании, разработке или поддержке ит-систем компаний.
Чем аутсорсинг отличается от аутстаффинга и фриланса
Выявлять разницу между аутсорсингом, аутстаффингом и фрилансом необходимо по трем параметрам.
Контроль:
- Аутсорсинг — передача процессов внешнему исполнителю.
- Аутстаффинг — работа под контролем заказчика.
- Фриланс — независимая работа без обязательств к компании.
Формат взаимодействия:
- Аутсорсинг — долгосрочные контракты с компаниями.
- Аутстаффинг — временные или постоянные сотрудники от сторонних провайдеров.
- Фриланс — разовые заказы и проекты от различных клиентов.
Форма оплаты:
- Аутсорсинг — оплата за выполнение задач.
- Аутстаффинг — зарплата сотрудникам.
- Фриланс — гонорар за выполненные работы.
Выгода от ит-аутсторсинга
На данный момент ит-аутсорсинг в России продолжает набирать популярность и становится важным инструментом для оптимизации бизнес-процессов. Многие компании действительно передают все больше задач на аутсорсинг, и это связано с несколькими ключевыми факторами:
1. Снижение затрат
ИТ-аутсорсинг позволяет компаниям сократить операционные расходы, потому что они могут обращаться к специализированным провайдерам, которые предлагают услуги по более низким ценам.
2. Фокус на основном бизнесе
Передача вспомогательных функции на аутсорсинг, компании могут сосредоточиться на своей ключевой деятельности и стратегическом развитии. Снижая, объем ресурсов для работы технологических подразделений.
3. Гибкость и масштабируемость
Аутсорсинг позволяет компаниям гибко адаптироваться под изменения на рынке, быстро расширяя или сужая объем выполняемых работ в зависимости от потребностей.
4. Технологический прогресс
Развитие технологий и облачных решений делает аутсорсинг более доступным и эффективным. Современные инструменты позволяют легко управлять удаленными командами и контролировать выполнение задач
5. Увеличение конкуренции
В условиях высокой конкуренции компании ищут способы оптимизации своих процессов и улучшения сервиса, что также приводит к росту популярности аутсорсинга.
Развитие рынка ит-аутсорсинга
В 2024 году ит-сектор показал бурный рост. Положительная динамика наблюдается не только в части услуг на разработку и софта, но и в «железе». Активно строится большое количество дата-центров, растет число абитуриентов профильных технических специальностей. Объем рынка по нашей оценки вырос на около 50%. Быстрый рост в основном обеспечен санкциями и требованиями государства в сторону импортозамещения. Объем рынка заказной разработки, по нашей оценке составляет порядка 300 млрд рублей.
Рынок заказной разработки растет и продолжит свой рост. Сейчас многие компании по- прежнему работают на базе зарубежного софта и максимально откладывают миграцию на российские сервисы, но и они начинают понимать, что дальше миграция выйдет только дороже. Главный драйвер для развития — это поддержка со стороны государства и курс на развитие ит-сектора. Из барьеров главное — это отсутствие кадров и доступ к оборудованию и зарубежным сервисам.
В заказной разработке активно используются ИИ-инструменты. Это обусловлено несколькими причинами:
1. Повышенный спрос на ИИ-сервисы для реструктуризации задач.
В основном это голосовые помощники, анализаторы речи и текста, компьютерное зрение. Бизнес понял, что многие задачи решаются быстрее и эффективнее чем, когда их делает человек. Также это большая возможность сэкономить в долгосрочной перспективе.
2. Ускорение скорости разработки для снижения затрат на человеческие ресурсы.
Благодаря ИИ-инструментам, таким как CoPilot повышается скорость и качество разработки программного кода. Даже специалисты с высокой квалификацией находят в ИИ-помощника, например, для комментирования и составления документации по коду, а также для тестирования и анализа кода на ошибки. Простые кусочки кода, ИИ уже давно пишет идеально и иногда в разы ускоряет разработку.
3. Недостаток кадров в ит-секторе.
На рынке огромный дефицит кадров, часть задач перемещают на ИИ-ассистентов. Во многих командах успешно используются ИИ-помощники для резюме встреч, автоматической постановки задач по итогам собраний, коммуникации с клиентом и многих других задач. Порой ИИ способен заменить до 25% сотрудников.
4. Рост запросов госсектора на ит-аутсорсинг.
Основные запросы госсектора направлены на импортозамещение, кибербезопасность, разработку «железа» для серверов и мобильных устройств. Огромное количество задач связаны с импортозамещением. Помимо запросов на заказную разработку, растет количество обращений по внедрению нового отечественного софта. Вторым весомым направлением является кибербезопасность. Россия сейчас является самой «атакуемой» странной по кибератакам, отсюда вытекает большой спрос на защиту от атак и на сохранность данных. Третьим важным направлением является разработка СУБД, операционных систем, серверного оборудования и софта для него. В связи с уходом многих компаний, сильно затруднились поставки новейшего оборудования.