Как уберечься от мошенников в мессенджерах
Почему и как мошенники используют мессенджеры? Ниже расскажем об этом и о том, как обезопасить себя и своих близких
Мошенники используют популярные мессенджеры (прежде всего, WhatsApp, Viber, Telegram) по следующим основным причинам:
- Мошеннические звонки через мессенджеры сложнее контролировать, чем звонки через сотовую сеть: операторы сотовой связи сейчас предоставляют своим абонентам услуги блокирования подозрительных входящих голосовых вызовов через сотовую сеть, но звонки через мессенджеры передаются через интернет в зашифрованном виде и поэтому недоступны для такой фильтрации.
- Многие приложения для смартфонов, включая предустановленные по умолчанию, предлагают анти-спам и анти-фрод инструменты для звонков через сотовую сеть, которые анализируют и отфильтровывают нежелательные входящие голосовые вызовы. Однако, такие приложения не имеют доступа к данным о звонках через мессенджеры, поэтому не могут эффективно предотвратить мошеннические звонки через них.
- Мошенники могут пользоваться мессенджерами фактически бесплатно, не оплачивая расходы на множество телефонных звонков через сотовую сеть. При этом, злоумышленники зачастую выбирают логотип (аватар) пользователя в виде эмблемы банка или правоохранительной структуры для оказания психологического эффекта при входящем звонке.
Кроме того, пользователи уже привыкли к частым звонкам через мессенджеры, а декларируемые мессенджерами защищенность и надежность могут вызвать избыточное доверие к подобным средствам коммуникации.
Мошенники чаще всего претворяются либо сотрудниками силовых и государственных ведомств, либо работниками финансовых учреждений для оказания психологического воздействия на граждан с целью хищения денежных средств, получения конфиденциальной информации и персональных данных, побуждения к противоправным действиям.
При этом всем гражданам следует помнить, что настоящие сотрудники банков и госслужащие никогда не звонят через мессенджеры, не требуют продиктовать код из СМС-сообщения, снять деньги и переложить их на некий «безопасный счет», перейти по ссылке или открыть файл, а тем более не подстрекают к выполнению сомнительных или противоправных действий.
Следует также знать, что в мессенджерах есть функция «пожаловаться на спам», которая позволит пользователю уведомить администрацию мессенджера о мошеннических действиях того или иного аккаунта.