Pyrus 19 декабря 2024

Почему low-code решения в России не победили классические

Пока что самое успешное low-code решение для бизнеса в России — это Excel или Telegram с ботами, а преимущества остальных неочевидны. В чем причины

Серийный предприниматель и инженер-разработчик, основатель ИТ-компаний в России и США: включая Pyrus, iiko, ФинГрад. Эксперт в области автоматизации бизнес-процессов

Рынок low-code-решений — на пике роста: Gartner прогнозирует ему объем в $32 млрд по итогам года (при среднем росте на 20% в год), а CNews включил в топ-5 ИТ-трендов 2024-го. В России за последние два года доля компаний, использующих low-code выросла с 25 до 75%, а самому рынку предрекают рост с 8 млрд рублей в 2022-м до 30 млрд к 2030-му. На пути есть немало сложностей: российские пользователи уже «избалованы» первоклассными финтех-сервисами и электронными госуслугами, аналогов которых нет на Западе. Поэтому и от b2b-продуктов они ожидают большего: максимум простоты, интуитивно понятный интерфейс и гибкая настройка. О том, какие еще барьеры существуют и как их преодолеть — Максим Нальский, СЕО low-code BPM  платформы Pyrus.  

Тренд на оптимизацию  

Среди главных факторов растущего спроса на low-code называют импортозамещение и дефицит ИТ-кадров. При этом конкуренция среди работодателей только нарастает, и далеко не всем по карману десятки дорогих разработчиков, которые будут создавать и дорабатывать решения персонально под клиента. Поэтому малый и средний бизнес выкручивается, как может: включая low- и no-code, ИИ-ассистенты для разработки и прочие технологические «костыли».

Еще одна причина — тренд на тотальную оптимизацию. Бизнес активно цифровизует все процессы, которые приходится перестраивать на ходу, потому что ситуация меняется стремительно. В такой ситуации даже крупные компании и холдинги делают выбор в пользу решений, которые позволяют сделать это быстро и без лишних затрат. Кроме того, LCNC позволяют задумываться о систематизации процессов, до которых раньше руки не доходили. Например, многоэтапные согласования, онбординг или обучение сотрудников. 

IT-продукты, в свою очередь, изначально развиваются по пути максимального упрощения и гибкости. Однако пока что самое успешное low-code решение для бизнеса — это Excel или Telegram с ботами, а преимущества остальных для российского потребителя неочевидны. И вот почему. 

1: Для low-code тоже нужно ТЗ

С одной стороны, low-code сочетают в себе все преимущества no-code и классической разработки: гибкость и скорость. За счет этого они делают автоматизацию более дешевой и доступной для многих: вместо 100 дорогостоящих программистов можно нанять, условно, 25 аналитиков или привлечь руководителей, которые справятся с настройкой базовых процессов. При этом внедрение и настройку можно провести на 50-80% быстрее, чем в случае с классическим ПО.

С другой — для того, чтобы внедрять low-code и гибко настраивать под свои потребности тоже нужно ТЗ. Это значит, что необходимо глубоко понимать, как меняются процессы в компании и как их улучшить, чтобы четко сформулировать задачу для настройки. Иначе low-code сервисы не приносят ожидаемого эффекта, а клиенты переплачивают за ненужные опции и разочаровываются. 

2: Качество вендоров

С одной стороны, исследования показывают, что рынок российских low-code платформ можно назвать достаточно зрелым: у клиентов большой выбор из универсальных и нишевых платформ, есть признаки высокой конкуренции и заимствований друг у друга.  

С другой — решения, которые называют себя low-code, часто таковыми не являются: платформы иногда используют этот термин, а на деле требуют сложной настройки и больших ресурсов. В том же исследовании видно, что далеко не все ведущие сервисы дают возможность для гибкой настройки через визуальный интерфейс без привлечения IT-специалистов. При этом даже универсальные платформы не покрывают все процессы, а нишевые подходят только для конкретных задач: например, техподдержка, ЭДО или база знаний. В итоге клиентам приходится собирать «зоопарк решений» для каждого департамента, и к low-code сервисам они настроены скептически.  

3: Проблемы с производительностью

Одно из слабых мест многих low-code решений — в том, что они плохо справляются с масштабируемостью и высокими нагрузками. Особенно когда число пользователей и задач резко выросло: например, в результате запуска новых направлений и филиалов. 

Вендоры делают синтетические нагрузочные тесты, но они не отражают реальной картины. Лучший способ — тестировать «на бою». Например, у нас есть кейс с банком из топ-10, где платформой пользуются 50 тыс. сотрудников, которые участвуют в 4 300 бизнес-процессов и обрабатывают до 200 млн документов. Это — «гигиенический минимум», с которым, в идеале, должно справляться любое low-code решение. 

4: Проблемы с безопасностью

Современный сервер начинают атаковать спустя 6 секунд после его подключения. В случае с low-code платформами под угрозой могут оказаться персональные и платежные данные, не говоря уже о сбоях в работе сервиса. 

Чтобы этого избежать, нужен жесткий контроль видимости и хранения персональных данных «из коробки», распределенные дата-центры по стандартам ISO 27001 и 9001, ежедневное резервное копирование и другие инструменты в рамках ИБ. Необходимо также подсвечивать любую подозрительную активность (инциденты), которая может привести к утечке данных. Для мобильных приложений необходимо внедрять стандарты безопасной разработки с 1500+ автоматических тестов. 

5: Недостаточная зрелость клиентов/Отсутствие корпоративной культуры

Я часто говорю, что low-code решения — для жадных и эффективных. Это значит, что внедрять их можно только при определенным типе корпоративной культуры у клиента. 

В классической корпорации внедрение low-code сталкивается с уже упомянутым «зоопарком решений», тогда как эффективная компания должна стремиться запускать все на единой платформе. И тут снова возникает проблема с доверием: клиенты просто не верят, что такие универсальные платформы существуют. Чем сложнее система, тем большую ответственность надо взять конкретному человеку за ее выбор. По аналогии с известным «no one ever got fired for buying IBM» можно сказать: если ты выбрал условную 1С, тебя за это точно не уволят. При таком подходе плюсы от выбора low-code не очевидны: все равно нужно писать ТЗ, что-то менять в настройках процессов и т.п. 

Чтобы это недоверие преодолеть, нужно, чтобы руководство и акционеры должны быть глубоко погружены в бизнес-процессы: тогда появится политическая воля для внедрения универсального low-code решения. Например, у одного из наших клиентов каждую заявку на новый софт обосновывают, доказывая, что это нельзя сделать на текущей платформе. При этом основная разработка осуществляется силами клиента и мы сами не знаем, что именно он делает на нашей платформе.    

Кроме этого, в компании должны быть развиты горизонтальные связи и высокий уровень персональной ответственности. Когда даже рядовой сотрудник переживает, если компания переплачивает за ненужный функционал, при этом все готовы к изменениям процессов и неизбежным операционным рискам, которые несет внедрение low-code платформы. Только в этом случае оно пройдет успешно и принесет ощутимый эффект для бизнеса, который может быть заметен спустя несколько месяцев. 

Что будет с рынком low-code в России

Несмотря на все трудности, сфера применения low-code и no-code платформ постоянно расширяется, за счет интеграции технологии во все привычные сервисы. В первую очередь, это финтех, страхование, ритейле и телекоме: их прибыль напрямую зависит от автоматизации и качества IT-сервисов, а затраты на инфраструктуру и ПО огромны. Так, low-code решения уже используют 36% российских банков, а еще 33% готовятся к их запуску. Параллельно растет спрос на HR-решения: их используют 68% компаний, причем часто сочетают сразу несколько систем. 

В IT-компаниях low-code тоже востребованы — но уже не в качестве конкретных продуктов, а особой методологии управления проектами. Однако заменить программистов они вряд ли смогут. Во-первых, low- и no-code сервисы тоже должен кто-то разрабатывать. Во-вторых, крупный бизнес и госкорпорации — вроде Сбера или Газпрома — по-прежнему будут нуждаться в больших ИТ-командах, чтобы те разрабатывали для них персональные решения с учетом их потребностей и законодательных требований. 

Важно учитывать, что, в отличие от классических, low-code решения предназначены уже не для разработчиков, а для аналитиков. Их главная задача — настроить и автоматизировать бизнес-процессы, управлять данными и принятием решений, в том числе стратегических. При этом потребности в кастомизации бесконечны, поэтому компании тратят все больше ресурсов не на внедрение, а на то, чтобы настроить low-code решения под свои задачи. 

Еще один важный тренд — это рост объема цифровых данных, который влечет за собой новые требования к построению бизнес-процессов. Вслед за этим вырастет спрос на бизнес- и системных аналитиков, которые будут работать с этими данными, принимать решения и настраивать процессы на их основе. Low-code разработчики, в свою очередь, займут место где-то между data scientist и классическими программистами, объединяя их навыки. На этот процесс может серьезно повлиять развитие ИИ-решений для автоматизации и разработки. Уже сейчас такие инструменты берут на себя часть задач, которые раньше выполняли менеджеры или аналитики. 

Пока что low-code платформы хорошо дополняют классические, помогая объединить ключевые бизнес-процессы и команды. Поэтому главные перспективы развития связаны с бесшовной интеграцией low-code с отраслевыми ERP, HRM и EPM-системами, а также узко специализированными приложениями.