«МОК» 2 февраля 2026

От лезвия к лазеру: почему коррекция зрения требует инвестиций

Офтальмохирург Игорь Алисов рассказывает, как за 35 лет изменилась коррекция зрения, во что сегодня инвестируют клиники и чем опасна экономия на технологиях

Игорь Александрович Алисов
Офтальмолог-хирург

Стаж с 1990 года, Кандидат медицинских наук. Провел более 40 тысяч операций

Коррекция зрения: эволюция технологий и инвестиции в безопасность

Игорь Александрович, вы более 35 лет в офтальмохирургии. С чего начиналась современная коррекция зрения?

—  Мне повезло быть у истоков создания рефракционной хирургии (современной лазерной коррекции зрения) и уже мало кто помнит, как все начиналось, и из чего формируется стоимость операций для пациента.
Путь к безопасной коррекции зрения был долгим и сложным, а его эволюция напрямую связана с инвестициями в технологии и глубокое понимание анатомии и физиологии глаза. История знает и трагические страницы.

Одна из них — опыт японского доктора Сато в 1948 году. Он первым в мире провел операцию задней радиальной кератотомии, сделав насечки на роговице изнутри глаза, чтобы не травмировать ее поверхность. Операции были выполнены ювелирно, но о строении роговицы и ее жизненно важном внутреннем слое (эндотелии) тогда еще не знали. Это привело к катастрофическим последствиям: в течение года все его пациенты ослепли от дистрофии роговицы. Доктор Сато не вынес этого и покончил с собой.

— Как развивалась хирургия дальше?

—  В 70-80-х годах 20 века академик Святослав Федоров внедрил переднюю радиальную кератотомию для коррекции миопии (близорукости) и астигматизма.  Операция выполнялась вручную отломком лезвия. Позднее он же внедрил сапфировые ножи для радиальной кератотомии. Что позволило повысить точность параметров насечек на роговице. 

Академик Святослав Федоров

Радиальная кератотомия имела свои недостатки —  были риски гиперкоррекции. Позднее ко мне приходили такие пациенты, после такой гиперкоррекции, и я с помощью гиперметропического ЛАСИКа,  исправлял эту ситуацию. 
Также при проведении радиальной кератотомии были случаи перфорации роговицы, которую приходилось зашивать.  
Затраты на радиальную кератотомию были незначительны, но цена потенциальных осложнений слишком высока.  

Значимость технологий и безопасность пациента

— Когда произошел принципиальный перелом в подходе к безопасности?

— Фантастический прорыв в коррекции миопии и астигматизма произошел с  появлением эксимерных лазеров. Настала эра фоторефрактивной кератэктомии (ФРК).  

В институте Федорова мы начали проводить эти операции с 1994 года. Эта операция актуальна до настоящего момента.  Внедрение эксимерных лазеров требовало их разрабатывать, производить или закупать.  Это было дорогостоящим процессом и требовало ощутимых инвестиций в оснащение клиник, что давало более надежный прогнозируемый результат для пациента.

В 1998 мы начали выполнять операцию LASIK (ЛАСИК), что позволило корректировать и дальнозоркость (гиперметропию) и сократить период реабилитации до одного дня, сделать послеоперационный период безболезненным и более комфортным для пациента.

Технология ЛАСИК требовала применение микрокератома, что снова привело к увеличению себестоимости операции.

Использование эксимерного лазера и микрокератома было первым фундаментальным вложением в безопасность коррекцию зрения.

Эксимерлазерная точность (погрешность в 0,25 диоптрии) исключила грубые ошибки при коррекции аномалий рефракции. Однако, этап формирования роговичного лоскута при LASIK, с помощью механического микрокератома, все еще нес риски его повреждения.

— Что изменилось с появлением фемтосекундных лазеров?

—  Появление в 2000-х годах фемтосекундного лазера совершило очередной прорыв в лазерной коррекции аномалий рефракций. Следующей принципиально важной инвестицией стал фемтосекундный лазер, заменивший микрокератом. Он безопасно формирует роговичный лоскут благодаря запрограммированным параметрам с точностью +- 5 микрон.  Пришла эра фемтоассоциированных технологий в коррекции аномалий рефракций.

От лезвия к лазеру: почему коррекция зрения требует инвестиций

Если во время процедуры что-то идет не так, например, пациент начинает двигать головой, закатывать глаза, сильно жмуриться и нарушает ход операции, у хирурга есть возможность безопасно прервать и перезапустить процесс, чего нельзя сделать с механическим лезвием.

В настоящее время полная стоимость комплектов для лазерной рефракционной хирургии может превышать 100 млн рублей. Это и есть цена безопасности для пациентов.

Выводы для аудитории: технологии как основа доверия

— Какой главный вывод вы бы сделали для пациентов сегодня?

— Современная лазерная коррекция зрения — это результат десятилетий научного поиска, клинического опыта и серьезных инвестиций в технологии безопасности. Сегодня стоимость оснащения для лазерной рефракционной хирургии может превышать 100 миллионов рублей, и это напрямую отражает уровень контроля, точности и предсказуемости результата.

Выбор в пользу проверенной клиники с современным оборудованием и опытной командой — это осознанная инвестиция в сохранение самого ценного.

Как говорил профессор М.И. Авербах: «Два глаза — роскошь, но один — это необходимость».

От лезвия к лазеру: почему коррекция зрения требует инвестиций
Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше