Социальный бизнес: как не выгореть, делясь и отдавая
Серийный предприниматель, бизнес-коуч, медиатор Ксения Тихомирова расскажет, в чем особенности социального бизнеса и что надо знать, заходя в подобный проект
Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
За последние десять лет и особенно последние два года тема социальной значимости проектов стала одной из самых обсуждаемых на государственном уровне, в образовании и бизнесе.
Что это: временный тренд или четко очерченный вектор развития? В этом будем разбираться с опытным предпринимателем, членом президиума проекта «Опоры России», общественным деятелем, Ксенией Тихомировой.
Ксения, почему на Ваш взгляд, тема социально значимых проектов сегодня так популярна?
Интерес к теме появился не сегодня. Тенденция наметилась еще в 2010-2012 годах. Почему именно сегодня этот вопрос стал таким актуальным, понятно. Его определила социально-политическая повестка. Люди на разных уровнях общественной лестницы оказались в ситуации, когда знание о своей социальной значимости и защищенности стало вопросом социального здоровья и благополучия всего государства.
Как это знание отразилось на сфере бизнеса?
Я общаюсь со многими предпринимателями. Могу с уверенностью сказать: подавляющее большинство коллег разделяют мнение о социальной ответственности бизнеса. Даже начинающие предприниматели, еще не испытавшие сладкого вкуса первых побед, говорят о важности не только получения прибыли, но и решения социальных проблем.
Мы видим, государство сделало крутой поворот в сторону поддержки социальных инициатив. Очень много запускается бизнес-проектов под патронажем государственных институтов. Предоставляются гранты и налоговые льготы. Запускаются культурные, образовательные, спортивные и другие проекты.
Виден рост социальной активности и самих граждан. Люди все чаще проявляют поддерживают социально ориентированные инициативы.
На что Вы посоветуете обратить внимание предпринимателю, заинтересованному в создании социально ориентированного бизнеса?
Актуальный вопрос. Действительно, при запуске социально направленного бизнеса важно учитывать определенные моменты.
Прежде всего нужно четко сформулировать социальную проблему, которую будет решать бизнес. Убедиться, что она не надуманная, а реальная.
Следующий шаг — разработать качественную бизнес-модель, которая обеспечит финансовую стабильность проекта.
Важно наладить взаимодействие с государственными и некоммерческими организациями, если их участие — неотъемлемая часть развития бизнеса.
Еще один момент — создание «правильной» команды. «Правильная» команда в социальном бизнесе — это не просто квалифицированные специалисты. Это люди, разделяющие ценности бизнеса и глубоко мотивированные достигать целей проекта. Для социального бизнеса это архиважно.
В команду нужно привлекать волонтеров, представителей власти, бизнеса, меценатов, для которых участие в проекте является важной частью самореализации.
Также важно анализировать «социальный эффект» проекта. Это поможет убедиться или разубедиться в его нужности и полезности. Анализ позволит скорректировать планы, если поймете, что сошли с фарватера и идете в ложном направлении.
Как Вы считаете, всем ли «показан» социальный бизнес, или есть «противопоказания»?
Противопоказания есть.
Принципиальное отличие социального бизнеса от чисто коммерческого в основной цели проекта. Во главе угла первого стоит социальная проблема, второго — получение прибыли. Социальные предприниматели тоже стремятся к расширению дохода, но все-таки их главный фокус направлен на достижение социального эффекта.
Вывод прост: не стоит идти в социальный проект предпринимателю, «заточенному» исключительно на финансовый результат.
Еще я не советовала бы подобный бизнес человеку без реального намерения решить проблему. Иногда блеск государственного гранта или ресурсов власть имущих людей ослепляет глаза. Предприниматель делает ставку на финансовую поддержку и другие привлекательные преференции. Его фокус направлен на получение личной выгоды, а не на решение социального вопроса.
Без подлинного желания быть полезным происходит разочарование бизнесом и быстрое выгорание.
Одна из важных граней — большое количество коммуникаций. С командой. С представителями власти. С общественными организациями. С волонтерами и инвесторами. Это одна из несущих граней в конструкции социального проекта.
Я не рекомендую такой бизнес тем, кто не готов к большому количеству коммуникаций и развитию навыков общения. Конечно, такого человека можно взять в команду. И это будет работать. Но нужно четко понимать: без того, кто сможет договариваться с людьми, социальный проект обречен на провал. И это не страшилка для стартаперов. Это факт.
Еще одно «противопоказание» — ментальная и психологическая неготовность получать прибыль. Есть предприниматели, которые не готовы делиться и отдавать. А есть их антиподы — те, кто не умеет принимать материальные блага. Создавая социально ориентированный бизнес, эти люди чувствуют неловкость при получении прибыли. Им проще отказаться от личных профитов в пользу проекта. Нет конфликта, если речь о человеке, финансово свободном и не нуждающемся в дополнительном доходе. Конфликт наступает тогда, когда получение материальных благ от бизнеса объективно необходимо.
Чтобы заходить в подобный проект, такому предпринимателю нужно поработать с ложными установками в этом вопросе.
Вы знакомы с подобными предпринимателями?
Да, и очень хорошо. Одна из них перед Вами.
Расскажите об этом опыте.
Это было 9 лет назад. Тогда я создала свой первый социальный проект — культурно-просветительский интернет-портал «Rublev.com». Это была возможность воплотить в жизнь свою идею о христианском просвещении людей, которая годами меня волновала. В проект я инвестировала много времени, труда, эмоциональных и финансовых ресурсов. Я выполняла роль соучредителя, инвестора, позже управляющего партнера и генерального директора. Это был проект «от сердца» и «по любви». Я не думала о личных выгодах, а кайфовала от того, что могу быть полезной людям в одном из главных аспектов жизни — в развитии духовности.
Произошло то, что происходит, когда нарушаешь баланс материального и духовного. «Поехала» финансовая составляющая моей жизни. Разрядилась моя «внутренняя батарейка». В какой-то момент я осталась одна (один за одним вышли партнеры) и приняла единственно правильное решение заархивировать проект на какое-то время. Чтобы дальше развивать эту историю, временных, эмоциональных и финансовых ресурсов у меня уже не было. Поддержки на тот момент тоже не нашлось.
Я прошла классический путь «зеленого» социального предпринимателя. Загорелась идеей и пошла на ее яркий свет. При этом не обсудила ни с собой, ни с партнерами, материальную сторону проекта, границы ответственностей и многое, многое другое.
Жалею ли я об этом опыте? Нет. Увесистые «грабли» этого проекта меня многому научили. Зареклась ли я от подобных инициатив? И снова нет. Сейчас я захожу в разные социальные проекты, связанные с освещением и поддержкой культурного наследия нашей страны и возрождением исконно русских традиций. Сегодня мое участие гораздо более осознанное. Делясь и отдавая, я внимательно слежу за своим внутренним состоянием. Если чувствую, что теряю баланс, делаю остановку и корректирую маршрут в навигаторе по своему участию в этом проекте.