ИТ-профессии будущего: тренды и перспективы
В статье предлагаю порассуждать о том, какие новые ИТ-специальности будут актуальны в ближайшем будущем
Мария настраивает hr-процессы, формирует и внедряет лучшие практики работы с персоналом. Особое внимание уделяет автоматизации процессов и партнерскому взаимодействию с бизнесом.
Учитывая темпы развития технологий, новые профессии появляются куда быстрее, чем обновляется вузовская программа. Сегодня мы видим, насколько востребованными становятся специалисты в областях, которых несколько лет назад вообще не существовало. В статье предлагаю порассуждать о том, какие новые ИТ-специальности будут актуальны в ближайшем будущем.
Говоря о профессиях будущего, нужно понимать, что это самое будущее уже наступило. Мы окружены технологиями, и они влияют на все сферы нашей жизни. Общение проходит в мессенджерах, встречи — онлайн. Мы пользуемся голосовым вводом и интеллектуальной камерой, беседуем с голосовыми ботами по телефону и шутим с умными колонками.
Технологии проникают в быт: чтобы сварить кофе в современной кофемашине, нужно задать ей правильные настройки. И, конечно, в рабочие задачи: заводы оснащены станками с ЧПУ, которым нужны операторы, а на больших предприятиях активно внедряются коботы — человекоориентированные безопасные работы, способные проводить тонкие манипуляции.
Все это подводит к очевидной, но важной мысли: для всех специалистов будущего (да и настоящего) одной из самых важных компетенций становится компьютерная грамотность. Даже люди, не связанные с ИТ, вынуждены постоянно взаимодействовать с технологиями. Чтобы быть успешным на рынке труда, необходимо свободно ориентироваться в этом мире или быть готовым учиться.
При этом внутри самой ИТ-отрасли появляются все новые профессии, призванные решать специфические задачи. Кроме того, трансформируется сфера образования и меняются требования к специалистам.
Тренд 1. Данные — важнейший ресурс
Данные — это такое новое современное золото, самая большая ценность нашего времени. А следовательно, необходимы люди, которые будут с этими данными работать: систематизировать, анализировать и, главное, делать выводы и помогать принимать решения.
Например, набирает популярность профессия, связанная с внедрением ИИ в работу компании — RPA-аналитик (Robotic Process Automation). Они не просто ищут возможность применения нейросетей, но и помогают выстроить под них полноценные эффективные бизнес-процессы. Требуется проанализировать текущую ситуацию в компании, увидеть, какие задачи нуждаются в автоматизации, и предложить способы трансформации. RPA-аналитику необходимы организаторские способности, опыт работы в больших компаниях и отличные коммуникативные навыки. Недавно мы сами прошли через процесс внедрения робота внутри HR и понимаем, что это целый большой проект, который реализовали именно аналитики, а не ИИ сам по себе.
Системный анализ, бизнес-анализ — эти направления требуют не только конкретного инструментария, но и умения обрабатывать полученную информацию. Те, кто сейчас ищет востребованную профессию на долгие годы, могут с уверенностью обратиться к аналитике. Спрос на специалистов будет только возрастать.
Тренд 2. Нейросети — инструмент, а не замена специалистам
Вы помните эти споры: нужны ли будут программисты, когда чат GPT научится грамотно писать код? Сегодня очевидно: нужны. Нейросети способны на хорошем уровне выполнять шаблонные задачи. Причем это касается и разработки, и тестирования, и решения смежных запросов — генерации текста, картинок, планов, инструкций и т.д.
Однако они не способны действовать самостоятельно и, тем более, креативно. Как только возникает проблема, с которой еще никто не сталкивался, нейросети становятся бесполезны. Мы сами активно используем ИИ в работе, поэтому видим, как он действует: генерирует небольшие готовые стандартные блоки. Максимум — это кубики, но строить дом из них должен специалист.
При этом, хочу отметить, нейросети снижают порог входа во многие ИТ-профессии. К примеру, есть большое направление — программные роботы, которые создаются и настраиваются на платформах low-code аналитиками. Вы сможете обучиться созданию программных роботов достаточно легко, чем повысите свою востребованность на рынке труда.
Тренд 3. Взаимодействие с ИИ — отдельная компетенция
Нейросети облегчают и ускоряют работу, поэтому умение с ними работать крайне важно. Однако это именно навык, которому можно и нужно учиться. Любой, кто хоть раз пытался сгенерировать картинку, понимает, насколько непредсказуемым может быть результат. Чем сложнее запрос, тем труднее его составить. Навык задавать правильные вопросы искусственному интеллекту помогает в работе и будет востребован во многих профессиях.
Кроме того, требуется квалификация и опыт, чтобы оценить результат работы нейросети. Мы знаем, что они могут и ошибаться, и «галлюцинировать», то есть выдавать заведомо ложную информацию.
Тренд 4. «Мягкие» навыки — ключевое конкурентное преимущество
В том, что касается мелких повторяющихся действий, ИИ великолепен. От человека ожидают значительно большего: видеть общую картину, вникать в процессы, быть проактивным и выступать с предложениями.
Не менее важны коммуникативные навыки: умение договариваться, общаться с командой, слышать разные точки зрения и выстраивать на их основе единое решение. Кроме того, на сегодняшний момент нам важно быстро и без потери качества общения переключаться между разными форматами. Мы можем начать диалог очно, продолжить его в мессенджере, потом созвониться онлайн, обменяться голосовыми сообщениями и поработать в общем файле. Подозреваю, скоро к 2D-экранам добавятся 3D — и с такими вот объемными онлайн-собеседниками тоже нужно будет уметь коммуницировать.
Тренд 5. Переобучение — часть карьерного трека
Скорость изменений настолько высока, что практически невозможно всю жизнь заниматься одним и тем же. На рынке уже достаточно много кандидатов, которые сменили направление работы, прошли курсы переподготовки или получили второе высшее образование. Для работодателя такие специалисты обладают особой ценностью — во-первых, как гибкие и умеющие реагировать на обстоятельства люди, а во-вторых, как профессионалы с разносторонним опытом.
В ближайшем будущем, вероятно, переобучение и смена специальности станут еще более популярным вариантом карьерного развития.
Тренд 6. Дополнительное образование — конкурент вузов
Реагируя на высокий спрос, онлайн-школы начали менять наполнение программ. Стремительно растет популярность курсов, сертифицированных как дополнительное образование. То есть количество часов, изучаемые темы, уровень преподавателей стали соответствовать определенным государственным стандартам. Выбирая такой курс, человек получает действительно качественное образование — готовую профессию.
Вслед за курсами, пусть и медленнее, трансформируются вузы. Они предлагают и удаленные форматы обучения, и расширенные программы. Понемногу у студентов классических учебных заведений появляется возможность выбирать факультативы и самостоятельно определять свое направление обучения. Со временем на рынок будет выходить больше уникальных специалистов.
Что касается обучения новым профессиям, то здесь тоже идет конкуренция между высшими учебными заведениями и онлайн-школами. У онлайн-школ больше гибкости, они предлагают образовательные продукты первыми, но и вузы постепенно подтягиваются.
Тренд 7. Корпоративное обучение — новая норма
Параллельно продолжает развиваться корпоративное обучение. Компании не могут ждать, пока вузы выпустят достаточное количество профессионалов. Им нужны люди, владеющие новыми профессиями, здесь и сейчас. Допустим, у нас очень высока потребность в DevOps, тестировщиках, аналитиках, руководителях проектов — не абстрактная, а реальная бизнес-необходимость, вписанная в ресурсный план на следующий год. Мы осознаем, насколько таких специальных сложно найти, поэтому внутри компании создаем программы обучения для своих сотрудников.
Параллельно с этим, заключаем партнерские соглашения с вузами, добавляем свои программы. Так делают все крупные ИТ-компании, которые понимают, что дефицит кадров в ближайшее время не исчезнет.
Пожалуй, одна из главных особенностей ИТ-профессий будущего в том, что они уникальны. У каждой компании есть свои особенности и свои потребности. Специалист с большим опытом приходит на новое место и доучивается под конкретные задачи конкретного бизнеса. Кроме того, профессии не статичны — трендовые инструменты теряют актуальность за несколько лет, появляются новые, которые требуется быстро освоить.
Если судить по текущему состоянию отрасли, ИТ-специалист будущего — это человек, который профессионально умеет учиться. А следовательно, легко подстраивается под стремительно изменяющуюся реальность.