АКГ «Капитал» 18 сентября 2023
Какой должна быть финансовая отчетность для руководителя
5 критериев качества финансовой информации и 5 правил составления управленческих отчетов
Ирина Екимовских
Собственница и директор Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал»
Финансовый эксперт, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», автор экспертных статей, обучающих курсов и опытный спикер
Наша команда в корпоративных финансах более 20 лет. На практике мы часто сталкиваемся с тем, что качество финансовой информации, которая предоставляется руководителю, не только не помогает, а затрудняет принятие управленческих решений.
Большая часть предпринимателей используют не все возможности отчетности. И основная причина — нечитабельный документ с неправильными данными.
Какие критерии определяют качество финансовой информации?
- Достоверность. Если отчеты содержат ошибки, пользователи просто перестают на них ориентироваться.
- Своевременность. Информация быстро устаревает. Данные о себестоимости продукции, о затратах предприятия нужны именно тогда, когда они запрашиваются, а не через месяц, когда, например, уже закончился тендер и поздно принимать какие-либо решения.
- Сопоставимость. Хороший финансовый отчет легко можно сравнить с документом за предыдущий аналогичный период, чтобы видеть ситуацию в динамике. Доходы и расходы должны быть сопоставимы во времени и в единице контроля.
- Полнота. В отчетах должны быть все важные финансовые коэффициенты.
- Читаемость. Вам должно быть легко читать и понимать отчет.
В соответствии с этими критериями есть базовые правила составления финансовой отчетности.
Правила составления управленческой отчетности
- Формы и правила заполнения отчетов должны быть утверждены и согласованы руководителем. Вы должны получать ту информацию, которая вам полезна, в том виде, который вам удобен. Как это проверить? Если, глядя в отчет, вы за несколько минут понимаете текущие показатели и знаете, какие решения в связи с этим принять, значит, отчет выполняет свою функцию.
- Все финансовые отчеты составляются по единым учетным принципам. Если вы решили, например, объединить какие-то расходы в группу, то так эти расходы и должны проходить по всем отчетам. Иначе каждый раз вам придется задавать уточняющие вопросы и тратить время, чтобы разобраться.
- Отчеты составляются по одной и той же форме. Руководителю интересно видеть динамику и понимать, куда движется компания. Вы должны иметь возможность сравнить сопоставимые данные. Если в феврале вам свели отчет по одним строкам, а в марте — по другим, — это плохой отчет.
- Один отчет — одна страница или один экран. Это правило хорошего тона. Руководитель должен одним взглядом охватить ситуацию и сделать правильные выводы.
- В отчетах должна быть использована приятная цветовая гамма, которая помогает, а не затрудняет чтение. Кажется неважным сначала, но быстро становится существенным.