Валюта успеха: расширяем социальный капитал и измеряем его эффективность
Серийный предприниматель и общественный деятель Ксения Тихомирова расскажет о способах выстраивания, укрепления и оценке результативности социальных связей
Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
Социальный капитал как фактор успеха. Как способ выстраивания социальных отношений. Как входной билет в новый профессиональный контекст. Как инструмент продвижения бренда личности и компании. Об этом сегодня много читаем и слышим на разных площадках.
Что составляет социальный капитал? Количество контактов в записной книжке? Показатель охватов и подписчиков в соцсетях? Число упоминаний, рекомендаций и отзывов?
На эти и другие актуальные вопросы ответит серийный предприниматель, руководитель Центра коммуникации и медиации при Академии контрактных отношений, общественный деятель, Ксения Тихомирова.
Ксения, что для Вас социальный капитал?
С позиции эксперта и предпринимателя, для меня социальный капитал это актив. Стратегический. Конкурентный. Высокодоходный. С позиции социальной, для меня это развитость общественных связей и их позитивное влияние на качество жизни.
Как эксперт и предприниматель, в чем Вы видите главные возможности изобильного социального капитала?
Лично для меня это прежде всего возможность завязывать контакты с профессионалами из разных отраслей, перенимать успешный опыт и апгрейдить знания как свои, так и членов команды.
Это возможность расширять кругозор и повышать общий уровень образования, чтобы не вариться в своем соку и не столкнуться с эффектом кривого зеркала. Когда привычные границы мешают видеть реальность такой, какая она есть на самом деле.
Крепкий соцкапитал = крепкие связи с людьми, слово и дело которых имеют большой социальный вес. По личному опыту скажу: есть много ситуаций, когда даже незначительное участие таких людей имеет самые значительные результаты в решении вопроса. Бывает, протекция сильного человека становится для бизнеса вопросом его жизни или смерти.
Соцкапитал дает доступ к самой актуальной информации. Это свежие новости о состоянии рынка. Об изменениях в законодательстве. Об инициативах государства. О потенциальных партнерах и клиентах. В сегодняшних условиях стабильной нестабильности критически важно держать руку на пульсе и быстро принимать правильные решения.
Богатый социальный капитал для меня как драгоценный ларец с талантливыми специалистами. Как предпринимателю, мне важно подбирать в команду высококомпетентные кадры. Именно от них зависит эффективность и конкурентоспособность бизнеса. Доступ к ларцу с лучшими специалистами сильно сокращает процент промахов и разочарований при наборе команды.
Чтобы наращивать социальный капитал, нужно проявляться, быть активным и «видимым». Что делать тем, кто избегает публичности? Как быть «социальным невидимкам»?
Есть много способов налаживать и укреплять социальные связи, не испытывая внутреннего сопротивления.
Один из вариантов — участвовать в сообществах и клубах по интересам. Круг общения будет расширяться, зона комфорта при этом сохранится.
Другой способ — посещать тематические мероприятия по душе. На лекциях и мастер-классах вы найдете своих. Появится +1, +2, +20 новых знакомств. Вас объединит интерес к одной теме, при этом вы будете из разных профессиональных сфер и социальных этажей. И это здорово!
Волонтерство и благотворительность — еще один действенный способ пополнять копилку социальных связей. Как правило, в этих инициативах люди меньше всего думают о налаживании взаимовыгодных контактов. Но зачастую именно здесь выстраиваются самые теплые, крепкие и долгосрочные связи.
Участие в корпоративных мероприятиях — это возможность проявить себя, укрепить связи с близкими коллегами, познакомиться с коллегами из других отделов и филиалов, а также с ведущими специалистами компании и ее собственниками. Мало ли случаев, когда сотрудник взмывал вверх по карьерной лестнице после тимбилдинга или корпоративного квеста?
Еще один одновременно приятный и эффективный способ обогащать социальный капитал — заводить знакомства во время групповых выездных туров на регаты, трекинги, сплавы, дайвинг-туры. В расслабленной атмосфере неформального общения очень часто рождаются перспективные идеи о партнерских проектах и коллаборациях.
И это далеко не все варианты, где люди, не готовые к публичности и социальной проявленности, могут плодотворно наращивать соцкапитал.
А как измерить эффективность социального капитала? Являются ли количество подписчиков в соцсетях, приглашения на интервью, подкасты и коллаборации показателями эффективности?
Все это больше маркеры эффективности личного бренда, чем показатели качества социального капитала. Чтобы оценить его эффективность, ответьте себе на вопросы:
- Как быстро в своих контактах я нахожу тех, кто в нужный момент готов помочь профессиональным советом, психологической поддержкой, важной протекцией или другим содействием?
- В каких рабочих и бытовых ситуациях я часто испытываю затруднение с поиском «нужного контакта»?
- Насколько лояльны ко мне люди с разных орбит моего окружения и насколько готовы к содействию? Насколько оперативна от них обратная связь и эффективен результат коммуникации?
- Как я оцениваю уровень своей профессиональной осведомленности? Насколько быстро имею возможность получать актуальную и достоверную информацию, чтобы быть «в контексте», укреплять позиции и улучшать личные и бизнес-показатели?
- Могу ли я утверждать, что мой социальный капитал положительно влияет на качество моей жизни, и это отражается в материальных и нематериальных вещах?
- Ощущаю ли я удовлетворенность общественными связями и своей ролью внутри большой социальной матрицы?
Количество положительных и отрицательных ответов на эти вопросы является объективным маркером эффективности социального капитала.
Можете ли Вы назвать себя богатым человеком в плане социального капитала?
Рокфеллером по объему и ценности актива под названием «соцкапитал» я себя точно не назову. (Смеется) Не могу сказать, что этот актив я прокачала по полной программе. Да и вряд ли это возможно. Есть отрасли, в которых сейчас я целенаправленно настраиваю коммуникации с новыми людьми для апгрейда профессиональных знаний. Мне интересна тема социального предпринимательства. Как создается этот бизнес? В чем его специфика? Как привлекаются средства для развития и люди в команду? Также мне интересны темы женского предпринимательства, лидерства, бизнес-наставничества. Я увлеченно погружена в исследование темы развития интуитивных знаний. Как формировать образ будущего и внедрять в профессию эти знания, чтобы менять к лучшему жизнь людей и мир в целом? Мне интересно изучать вопрос влияния лидеров. Благодаря каким качествам, навыкам, инициативам лидеры завоевывают уважение, доверие, преданность большого количества людей? Какие ценности они продвигают? Какова их глубинная цель? Как добиваются тектонических социальных, политических и экономических сдвигов? И это далеко не все направления, которые мне сейчас интересны.
Самым главным в обогащении социального капитала я считаю соблюдать баланс. Между прагматизмом и этикой. Между маркетингом и социальной ответственностью. Между профессиональными и личными интересами. Тогда этот актив станет высокоэффективным инструментом для социальной защиты, продвижения, масштабирования и удовлетворенности растущим качеством жизни.