Мodeus: все, везде и сразу в траекториях индивидуализации
Цифровой платформе Мodeus, обеспечивающей индивидуализацию образовательного процесса в университетах — шесть лет
Цифровой платформе Мodeus, обеспечивающей индивидуализацию образовательного процесса в университетах — шесть лет. За это время уникальный проект компании CUSTIS из стартапа вырос в полноценное направление, собрав вокруг идеи индивидуальных образовательных траекторий мощное сообщество единомышленников: на сегодня в ИОТ-консорциуме 13 передовых университетов, в которых обучается 185 000 студентов, а самой платформой Мodeus постоянно пользуются более 40 000 студентов и преподавателей в 10 вузах России.
«Создавая Modeus, мы решали центральную, по нашему мнению, проблему современного высшего образования. Сейчас вузы в большинстве своем готовят студентов, не способных ответить на текущие и будущие запросы общества. Большинство работодателей считают, что уровень подготовки специалистов в вузах средний или низкий. Вузы по-прежнему готовят студента к абстрактному и зачастую несуществующему рабочему месту, а сейчас гораздо важнее увидеть в человеке способности и привить компетенции, нужные для успешного развития в постиндустриальную эпоху. Именно под такую работу вузов мы развиваем особенный инструмент — Modeus», — говорит генеральный директор CUSTIS, председатель совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко.
В эти дни Мodeus празднует итоги академического года: в ТюмГУ, первым вступившим в программу ИОТ на этой платформе — новые выпуски студентов «ручной сборки», в УрФУ— первый звездный ИОТ-выпуск Радиофака с огромным количеством отличников, в Одинцовском филиале МГИМО завершилась первая выборная кампания, с нового учебного года в ИОТ-движение вместе с Мodeus включаются СПбПУ, ТУСУР и другие университеты. Перечислять достижения платформы можно долго, но не менее интересно узнать, как рождался и рос Мodeus, из уст создателей продукта. Не зря все, кто соприкасается с этой темой, особенно подчеркивают роль и силу команды проекта.
6 лет — это приличный срок жизни информационной системы, и вот лишь несколько интересных фактов:
- создано 34 070 модулей (дисциплин);
- выпущено более 6 500 ИОТ-студентов;
- проведено 382 выборные кампании с количеством дисциплин на выбор от 3 до 399;
- каждую секунду 8 человек смотрят расписание в Modeus;
- за все время было запланировано 1 242 882 мероприятий в расписании;
- по запросам университетов создано 69 отчетов, которые доступны теперь постоянно всем клиентам Modeus;
- на самом деле весь Modeus, который снаружи выглядит единым, «под капотом» состоит из 87 сервисов.
Как все начиналось
Павел Музыка — генеральный директор ИОТ-университета, главный архитектор Modeus, изначально проектировал бизнес-архитектуру платформы, внедрял первую версию в ТюмГУ и совместно с ними проводил ключевые изменения в учебном процессе. Затем начал развивать консалтинг по трансформации образовательных моделей, вывел на рынок линейку консалтинговых продуктов. ИОТ-университет, которым руководит Музыка, летом 2023 года получил лицензию на ДПО, осенью стартуют программы обучения для сотрудников университетов.
«Шесть лет назад у нас были только гипотезы, как это может работать, и амбиции сделать продукт во чтобы то ни стало. За это время мы подтвердили почти все гипотезы, смогли масштабировать платформу до 40 тысяч студентов, исправили проблемы роста и ошибки первых запусков, отработали технологию трансформации образовательной модели университета и внедрения платформы», — говорит Музыка.
Ольга Вовк, руководитель проектов внедрения и клиентского сервиса Мodeus, говорит, что днем рождения проекта команда считает 12 июля 2017 года — от первого модуля учебного процесса на проде: «Сейчас в команде проекта более 50 человек, кто-то с нами с самого начала, а некоторые приходят своими командами, откликаясь на идею. Команда вообще многое значит в Мodeus, вряд ли такое дело было возможно, если б мы не болели проектом и не собирали вокруг себя таких же вовлеченных и даже слегка сумасшедших. На сегодня география команды — это несколько регионов: Москва, Калуга, Новосибирск, Рыбинск, Нижний Новгород, Ставрополь, Саратов, Минск, Кемерово, Краснодар. Мы обрастаем новыми компетенциями: в 2020 году появился отдел продаж, а с приходом в CUSTIS Ирины Гординой позиционирование самого продукта вышло на новый уровень, и дважды в год ИОТ-сообщество собирается на ИОТ-слет и конференцию. В команде много тех, кто лично, по-человечески заинтересован в трансформации высшего образования, помня о своем университетском опыте и поиске пути в профессию. И это своего рода интересное сочетание: технические знания, компетенции и личное отношение к проекту. Мы уже не стартап, но драйв созидания точно не потеряли».
Антон Лапицкий, ex-архитектор Modeus, занимался разработкой и проектированием большой части подсистем и сервисов, а сейчас иногда консультирует команду Modeus по техническим вопросам: «Я застал самое начало развития Modeus, когда идея продукта только формировалась, было множество вопросов, ответы на которые приходилось придумывать с нуля, так как аналогов Modeus в плане подхода не было. Сейчас продукт уже во многом зрелый, про предметную область больше известно и, кроме того, сам Modeus в какой-то степени меняет предметную область, поэтому фокус сместился в сторону лучшей проработки деталей и нюансов процессов в вузах».
Центр управления полетами
Понятно, что начиная проект, который никто никогда ранее не делал, имеешь высокие шансы пройти через множество проблем. Плохие команды это разрушает, хорошие команды — укрепляет и развивает. Многим новичкам до сих пор рассказывают, как сложно проходили первые выборные кампании, когда система сразу получила «удар» массовым заходом на платформу большого количества студентов.
Как говорит Павел Музыка: «Самая большая сложность — это недооценка масштаба решения на старте проекта. Это стало очевидно в первый год, следующие два года мы работали над тем, чтобы компенсировать эту ошибку. Сейчас мы полностью это решили и методично развиваем платформу дальше, запускаем новые проекты развития».
Вячеслав Муравлев вспоминает, какой была ситуация, когда в 2018 году надо было кровь из носу провести выборную кампанию уже после проблемной первой: «По сути, ситуация была из разряда «пан или пропал», выборная кампания должна была пройти настолько гладко, насколько вообще это возможно. Когда наступил день выбора, вся команда собралась в конференц-зале, вывели на экраны графики, логи, предупреждения, контрольные панели. Со стороны было очень похоже на ЦУП, практически выход в космос. Было нервно, так как выбор курсов конкурентный, студенты стремятся записаться на популярные курсы любыми способами, создавая при этом серьезную нагрузку на систему. Ждали, когда студенты в момент начала выбора начнут жать на все кнопки сразу, чтобы успеть выбрать все желаемое, и устроят шоковую нагрузку системе. Минуты через 3-4 после начала выбора все выдохнули и пошли праздновать, потому что увидели, что львиная доля студентов успешно записалась, все состоялось. Сейчас уже все намного спокойнее: выборные кампании в вузах идут потоком, а количество студентов, совершающих выбор, выросло в 3-4 раза, при этом иногда разработчики даже и не в курсе, что кампании проводятся».
Генераторы мемов
Помимо технических сложностей особая масштабная «сложность» проекта — это сами прекрасные и дерзкие студенты. Те, ради кого все и задумывалось, на деле оказываются весьма требовательными и изобретательными в своих попытках потестить и помучить систему.
Как говорит Роман Алексеев, ключевой вызов для Мodeus – в работе на большую внешнюю аудиторию «с характером»: «Студенты — это уникальная B-to-C работа, впервые для компании. Это работа с большим количеством пользователей, которые сначала считают, что им сервис не нужен, туда ведет их университет. И особое испытание — это пережить мемчики в соцсетях в какие-то особо сложные моменты».
Мемные генераторы студентов — особая тема, чего только там не увидишь. Студентов, кстати, тоже можно понять — ты попадаешь в университете в некое новое сообщество, с новыми правилами и требованиями, а тут еще и испытания выбором, принятием решений. Студенты входят во вкус применения ИОТ далеко не сразу, сначала – типичное сопротивление, так что мемы и попытки взлома неизбежны.
Как говорит директор школы бакалавриата ИРИТ-РТФ УрФУ Максим Новиков, любая информационная система — это сложный продукт, требующий больших усилий по поддержке, особенно, если эта система обслуживает ИТ-студентов: «Появляется большой соблазн проникнуть в нее, взломать, не злонамеренно, а ради эксперимента. Команда Мodeus стойко боролась с пытливостью ума наших студентов, а сама площадка — стала полигоном для развития как студентов, так и специалистов команды поддержки».
Управляя временем и пространством
Для внешнего наблюдателя работа приложения или платформы — что-то само собой разумеющееся, и мало кто вдумывается, как работает то, что работает. Тайны – внутри, в команде разработчиков.
Павел Музыка считает, что самое интересное в Modeus — это соотношение скоростей разных процессов: «Требуется от полугода до года, чтобы трансформировать образовательный процесс и спроектировать то, как, где и из чего студенты смогут сделать выбор. Потом требуется несколько десятков минут, чтобы студенты сделали выбор. Потом требуется еще полгода, чтобы преподаватели, на курсы к которым пришли по-новому мотивированные студенты, воодушевились этим и стали апологетами нашего подхода. А дальше начинается длительный процесс масштабирования решения, который может длиться от 3 до 6 лет. Мы это наблюдаем в каждом университете».
Дарья Кичикова, начальник управления ИОТ в ТюмГУ, сравнивает Мodeus c зубной щеткой: «Она всегда с собой. Куда бы ты ни ехала, где бы ни находилась. Платформа позволяет автоматизировать многие процессы, которые являются рутинными. Поэтому высвобождается время для творчества и построения планов на развитие. Самым большим вызовом для команды университета было обосновать студентам и преподавателям, зачем это нужно. Мodeus — это вечный вызов для всех. Наши студенты постоянно пытаются придумать варианты «усовершенствовать» систему, делают соответствующие проекты на дисциплине «Управление проектами», одна команда студентов даже смогла сделать приложение «Расписание» на базе данных из ИС Мodeus. Так что мы все растем вместе».
В зачетке — ИОТлично!
Команда Мodeus, продукт Мodeus и ИОТ-направление в целом — наверно, только в комплексе можно понять, что за люди сделали этот продукт и героически преодолевают препятствия на пути к качественно иному, чем сейчас, высшему образованию.
Алексей Сысков, к.т.н., начальник управления информационных систем учебного процесса дирекции ИТ УрФУ считает, что усилия университета, в том числе усилия, связанные с внедрением Modeus, привели к тому, что поменялась студенческая культура: «Мы были готовы к комплексному расширению ИОТ, и когда в 2019 году к нам пришел CUSTIS с Modeus, студенты уже через два месяца видели расписание в личном кабинете студента, а преподаватели могли ставить баллы».
Илья Обабков, директор Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ: «Когда у нас появился Modeus, ребята поняли, что эту штуку легко можно разобрать и написать скрипт, который тебя будет записывать на курс за считанные доли секунды, и не надо выбирать. А потом сложилась шикарная ситуация: все уже поняли, что можно написать скрипт, и решили написать его сами. У нас была конкуренция скриптов!».
Надежда Федорова, руководитель программы развития ТюмГУ: «Сейчас ИОТ охватывает треть образовательной программы первой ступени обучения, которая реализуется в университете. У нас более 10 000 студентов сейчас на Modeus».
Алена Смыслова, к.т.н., проректор по цифровой трансформации ЧГУ: «Когда мы доросли до масштаба в 300 команд, мы уперлись в определенные барьеры и поняли, что нам нужно ИТ-решение. И в этот момент мы встретились с CUSTIS и решили, что попробуем решить эту задачу вместе – теперь решаем ее с Мodeus».
Оксана Бугаенко, проректор по цифровой трансформации, директор проекта Digital Arctic САФУ: «В нашем университете уже несколько лет складываются практики использования ИОТ. Благодаря внедрению платформы Modeus мы получили возможность качественно управлять процессом индивидуализации и распространить подход на масштабы всего вуза».
Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы (ПИШ) СПбПУ «Цифровой инжиниринг»: «Мы проделали все подготовительные работы. У нас очень большие ожидания от образовательной платформы, и мы рассчитываем на большую эффективность ее применения в наших бизнес-процессах».
Лариса Притчина, заместитель директора Одинцовского кампуса МГИМО, рассказала, что набор 2022/2023 года позволил увидеть ту заинтересованность, которая есть у абитуриентов к индивидуализации: «В этом году мы обратились к команде проекта Modeus, обучались в режиме стратегических сессий и вебинаров. Особенно хочется отметить бережный модерационный подход команды Modeus – все решения мы принимали сами, и это тоже один из вариантов индивидуального подхода не только к студентам, но и к тем, кто проектирует образовательное пространство для студентов. Наша команда благодарна всем сотрудникам Modeus: Светлане Гетманец, Анне Ястребковой, Ольге Вовк, Павлу Музыке, который своей харизмой и уверенностью в будущем нашего проекта нас вдохновлял, Дмитрию Звереву и Григорию Печенкину, Виталию Тканову за его пламенную речь на ИОТ-слете о возможностях Modeus Lite».
Эта важная особенность и ИОТ-подхода, и работы команды Мodeus — человекоцентричность — проявляется в уважении к запросам внутри команды и главному запросу на решения в проекте, во внимании к задачам каждого университета как партнера проекта, акценте на студента.
Как говорит Владимир Рахтеенко, для Modeus студент — центр всего процесса: «Главным результатом образования становятся новые компетенции выпускника, его осознанность, ответственность, умение ориентироваться в жизни и продолжать учиться. Благодаря Modeus студент получает доступ к дополнительным ресурсам: сетевым программам и разным университетам. Он может менять цели своего образования по мере того, как меняется его опыт, растут знания и компетенции — максимально реализовать свой потенциал. Преподаватели получают реальную академическую свободу, лидеры практик становятся участниками образовательного процесса, лучшие университетские школы начинают развиваться, а университет становится все более открытым для всех. И нас это радует!».