Open Source или проприетарное ПО
Определяем различия и риски двух видов программного обеспечения, говорим от тренде на Open Source и стоит ли на него переходить
Дмитрий Голубовский – предприниматель, технологический лидер. В 2012 году основал и возглавил ИТ-компанию TAGES. Ведущий подкаста «TAGES Live», посвященного темам ИТ и бизнеса.
Главное различие между Open Source и проприетарным ПО заключается в доступности исходного кода командам, которые поддерживают и эксплуатируют это ПО в production-контуре компании. Основная идея Open Source заключается в том, чтобы обеспечить открытость и прозрачность процесса разработки. В случае Open Source исходный код программы открыт и доступен, что дает разработчикам, эксплуатирующим информационную систему, возможность узнать, как именно работает ПО, внедрять процессы безопасной разработки на всем цикле эксплуатации ПО, а также вносить изменения в соответствии с потребностями бизнес-заказчика. В случае же проприетарного ПО доступ к исходному коду ограничивается лицензионными соглашениями. Таким образом, доступ к исходному коду имеет лишь сам вендор, что существенно сужает круг возможностей для изучения программы и затрудняет адаптацию проприетарного софта под конкретные нужды.
Тренд на Open Source
Тренд на Open Source в России не нов и обусловлен различными факторами, ключевым из которых можно назвать стремление к независимости от зарубежных вендоров и защите национальных интересов в области информационной безопасности. Стоит отметить, что государственные регуляторы, выпускающие такие требования, как Указ Президента РФ № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», дополнительно стимулируют бизнес к поиску новых решений.
Здесь уже возникает и другая потребность бизнеса — адаптация программного обеспечения не только под сами бизнес-процессы, но и под внешние факторы. В случае с проприетарным ПО делать это становится все сложнее, поскольку вендоры далеко не всегда успевают адаптировать свой продукт под новые потребности бизнеса или требования регуляторов, тем более, когда дело касается ограничений в конкретных странах.
Относительно глобального тренда, можно сказать, что спрос на Open Source продолжает активный рост и многие крупные компании этому способствуют. Как можно понять, все это обусловлено такими преимуществами как гибкость, надежность и доступность.
Рисками при эксплуатации проприетарного ПО
Как уже было сказано, одной из проблем, связанных с эксплуатацией проприетарного ПО, является зависимость от вендора. Когда компания использует проприетарное ПО, она зачастую становится зависимой от поставщика в вопросах поддержки, обновлений и разработки нового функционала. Если поставщик ПО перестает должным образом поддерживать продукт или изменяет условия его эксплуатации, компания сталкивается не только с проблемами обновлений, но и с рисками в безопасности. А в сегодняшних реалиях тема безопасности стоит особняком.
Риски при эксплуатации Open Source решений
Внедрение Open Source-решений требует дополнительных компетенций для его интеграции и настройки в ИТ-ландшафт, что довольно непросто. Вам потребуются сильные эксперты, опыт и знания для успешной реализации такого проекта.
Хотя такие решения, как правило, обладают высокой прозрачностью и большим сообществом разработчиков, которое может помочь обнаружить и исправить уязвимости, всегда существует риск использования устаревших или не обновляемых версий ПО, что может привести к уязвимостям.
Для реализации проекта с применением Open Source необходим тщательный подход и высокая компетентность специалистов.
Развитие специалистов при работе с Open Source решениями
Эксплуатация Open Source решений способствует развитию hard skills у специалистов, поскольку они имеют доступ к исходному коду и могут изучать его, вносить изменения и улучшать. Так они глубже погружаются в работу программного обеспечения и развивают свои навыки программирования.
Инвестиции самого бизнеса при этом направлены именно в развитие программного продукта и наращивание экспертности своих сотрудников, а не в ПО, которое по причинам, независящим от организации, однажды может стать «кирпичом». Однако, для успешной реализации такого подхода необходимо повышение экспертности специалистов и полное выстраивание процессов по адаптации, поддержке и дальнейшему развитию программного обеспечения.
Стоит ли переходить с проприетарного ПО на Open Source?
Ответ на этот вопрос индивидуален для каждой компании. Решение о переходе на Open Source должно быть осознанным и обоснованным на анализе конкретных факторов и потребностей организации.
Это зависит не только от бизнес-целей, но и от степени важности и сложности задач, которые выполняет ПО. Если оно не является критически важным для бизнеса, обновляется и успевает адаптироваться под требования, то проблем нет. Его эксплуатацию можно продолжать сколько угодно. Самый простой пример проприетарного ПО, которое не нуждается в замене или замена которого не критична, — это приложение калькулятора. Проприетарное ли оно или же на Open Source — неважно. Критический контур в этом случае не затрагивается, следовательно, при необходимости такое ПО легко можно заменить на аналог.
В то же время, если мы говорим о некой ERP-системе, которую внедряли долгие годы, то альтернатива реально необходима, поскольку данный контур программного обеспечения требует постоянную адаптацию, тюнинг и улучшение. Это стратегический аспект. В данном кейсе — чем быстрее будет запущен процесс по его замещению, тем лучше.