Эволюция логистики из Китая: от древних торговых путей до наших дней
Как время «оцифровало» караваны с восточными диковинами с помощью передовых программных решений и инноваций
Более 10 лет в логистике. Эксперт в области корпоративных продаж
Китайская внешняя торговля началась еще во времена династии Западная Хань (с 206 года до н. э.). Именно тогда посланниками из Поднебесной был проложен знаменитый Великий шелковый путь через Центральную Азию.
В то время Восток имел существенное торговое преимущество перед Западом. Благоприятная ситуация для восточных народов и, прежде всего, Китая, была связана не только с развитием ремесленного производства и появлением новых технологий. Династия Хань создала стабильные политические условия, что повлекло за собой крупные долговременные экономические изменения.
В этот исторический период было значительно усовершенствовано сельскохозяйственное производство, строились дамбы, выплавлялись изделия из железа и меди, производилась лакированная посуда. А еще совершенствовалось производство шелка, вывозившегося в Среднюю Азию и Римскую империю. Рост его объемов и увеличение разнообразия, в том числе за счет новых технологий, обусловил повышение потребности в международном обмене.
Стабильный рост положительного сальдо торгового баланса обеспечила успешная торговая экспансия на зарубежные рынки. Это привело к притоку в Поднебесную дополнительного капитала, обеспечившего развитие ремесленного производства, сельского хозяйства и торговли.
Во времена более поздних династий китайские корабли вели торговлю по всей морской Азии, доходя до африканского побережья. А караваны расширяли торговые контакты в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
«Шелковая» дорога была протяженностью 12 тысяч километров. Здесь можно было остановиться на отдых, продать или купить товар, узнать цены и последние новости. Благоустроенные торговые пути с множеством караван-сараев, колодцев и охранными пунктами стали мощным стимулом развития цивилизации. Вдоль Великого шелкового пути расцветали древние и возникали новые города.
Особым товаром был шелк, изготовлявшийся по уникальной древней технологии, которую долго держали в строжайшей тайне. Он и определил название целой эпохи. Из него делали дорогие одежды и бумагу, струны для музыкальных инструментов, тетивы для луков, лески для рыбной ловли. Шелк даже использовали в качестве денежного эквивалента — валюты. Он был легким и стоил очень дорого, то есть обладал высокой добавленной стоимостью.
Доставка грузов из Китая в Европу не прекращалась до XVI века. Полтора тысячелетия перевозились не только шелк, но также драгоценные камни, фарфор, чай, ювелирные украшения, пряности и многое другое.
По Великому шелковому пути шла торговля, а тем временем монголы под предводительством Чингисхана наладили здесь свою ведущую магистраль. «Параллельно» Римская империя приходила в упадок, но зарождалась другая — воинственная арабская и Европу захватили орды гуннов.
И пусть Великий шелковый путь — это уже давняя история, но сегодня торговые отношения у разных стран с Китаем развиты великолепно. Особенно это касается коммерческих и логистических взаимосвязей с Россией. Грузы из Поднебесной доставляются автотранспортом, по воде, воздуху и железной дороге. Востребованы также мультимодальные перевозки.
Время диктует новые тренды в скорости, стоимости и качестве выполнения услуг. Многие участники рынка активно внедряет инновационные технологии и методы в собственную логистическую систему. Это передовые программные решения и системы отслеживания для обеспечения прозрачности и эффективности доставки грузов из Китая в Россию.
В торговых отношениях между Россией и Поднебесной важную роль играет и складская логистика. На множестве комплексов для хранения, сортировки и упаковки грузов установлено передовое оборудование и используются современные информационные системы. Все это повышает эффективность услуг хранения в Китае, сокращает время обработки товаров и оптимизирует процессы складирования.
Успешный бизнес требует расширения, и без международного складирования в этом деле не обойтись. Как и без современных технологий в логистике из Поднебесной.