Как ИИ меняет туризм и выводит доходы туроператоров на новый уровень
Российские туристы в 2025 году на 20% чаще выезжали за рубеж. ИИ помог многим из них отдохнуть по-настоящему. Разбираем, как нейросети влияют на турбизнес
ИИ — моя сфера интереса. Я твердо уверен, что нейросети не заменят людей, но люди, использующие нейросети заменят тех, кто их не использует
Больше трети российских туристов готовы отправиться в путешествие, полностью спланированное искусственным интеллектом. С его помощью каждая поездка становится уникальным опытом, ведь маршрут разрабатывается индивидуально для каждого. И это не требует от туроператоров дополнительных усилий, они, наоборот, экономят ресурсы повышая уровень продаж и лояльности клиентов.
Меня зовут Кирилл Пшинник, я научный сотрудник Университета Иннополис и CEO онлайн-университета «Зерокодер». Искусственный интеллект — мой постоянный помощник, с которым я планирую как свой рабочий график, так и отдых. В этот раз я расскажу, почему внедрение ИИ в турбизнес — удачная идея как для туроператоров, так и для их клиентов.
Российские туристы готовы доверять ИИ
В 2025 году 32% жителей нашей страны планировали путешествия с помощью различных онлайн-сервисов, в том числе — нейросетей. Такие данные озвучивает председатель Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев.
В свою очередь, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), 35% российских туристов готовы рассматривать и покупать туры, полностью или частично разработанные ИИ. Для туроператоров это становится стимулом внедрять искусственный интеллект в свою работу. С ним планирование туров становится быстрее и выгоднее.
Так, в некоторых компаниях нейросети уже выполняют 15-20% всех задач. При этом ИИ берет на себя 32% работы по поиску информации, 18% — по написанию текстов, 12% — по общению с клиентами, 9% — по бронированию и оформлению документов, а также 7% — по анализу отзывов и пожеланий.
Все для того, чтобы клиент был доволен
Искусственный интеллект трансформирует туриндустрию по всему миру, делая ее более ориентированной на клиентов. В первую очередь он повышает уровень персонализации при подборе маршрутов и способствует созданию уникального туристического опыта.
Нейросети позволяют туроператорам анализировать цифровой след клиентов — от поиска билетов до фото в соцсетях и отзывов о достопримечательностях и отелях. Компании получают более точное представление о запросах и ожиданиях путешественников и на основе этих данных составляют индивидуальные предложения для них.
Также ИИ позволяет расширить возможности поддержки клиентов. Помимо того, что он практически сводит на нет возможность столкнуться с неприятностями в путешествии, чат-боты на основе нейросетей работают круглосуточно. Обратиться к ним можно в любой момент и получить ответ в считанные секунды.
Обеспечить безопасность и удержать клиентов
Использование ИИ для улучшения клиентского опыта — мировой тренд. Так, в США нейросети не только обеспечивают персонализацию предложений, но и прогнозируют спрос на определенные направления, выявляют тренды и оптимизируют цены.
Еще одна задача ИИ — безопасность. К примеру, он работает в американских аэропортах, где служит как для управления потоками пассажиров, так и для распознавания лиц и наблюдения за территорией аэровокзалов.
ИИ интегрирован в работу многих отелей в США и странах Европы. Никого уже не удивляют умные номера, управлять которыми можно с его помощью.
К сентябрю 2025 года более половины туроператоров в западных странах (52%) внедрили и активно пользуются ИИ в своей работе. Представители компаний отмечают рост уровня лояльности клиентов и продаж. При этом автоматизация позволяет сократить расходы на найм персонала, занимавшегося ранее рутинной работой. К примеру, специалистов службы поддержки после появления чат-ботов на основе ИИ стало существенно меньше. Только в США это дало возможность компаниям экономить в среднем $1 млн в год.
Крупные туроператоры, владеющие 80% рынка, отдельно отмечают: ИИ позволяет удерживать клиентов, повышает шансы повторных обращений, а также способствует росту среднего чека.
Туристы готовы платить за ИИ
По данным KBV Research, к 2025 году только американский рынок ИИ в туризме достиг уровня $180 млн. Он продемонстрировал среднегодовой рост на 26-30% и до 2030 года не планирует снижать темп.
И туристы готовы платить за новые возможности. Чаще всего для планирования путешествий нейросети и приложения на их основе используют молодые люди до 30 лет. Аналитики обнаружили, что три основных запроса: планирование путешествий, поиск нестандартных маршрутов и оптимизация расходов.
Гиды могут остаться без работы
Поскольку главная задача корпоративного ИИ — оптимизация и автоматизация процессов, его внедрение в работу компании неизбежно влияет на формирование штата сотрудников. Помимо специалистов служб поддержки, нейросети существенно сокращают необходимость в операторах по бронированию билетов и номеров в отелях.
При этом аналитики данных в сфере туризма с навыками работы с ИИ становятся одной из самых востребованных профессий. Также туроператоры начинают открывать больше вакансий для персональных консультантов — настоящих дизайнеров путешествий.
В отличие от них, экскурсоводам, которые много лет водили туристов по традиционным маршрутам, приходится срочно адаптироваться к новой реальности. ИИ снижает потребность в них, помогая создавать качественные аудиогиды. На рынке остаются лишь авторы оригинальных туров, обладающие уникальными знаниями.
ИИ и цены на туры
По прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям, к концу 2025 года путешественники могут потратить $2,1 трлн. Это абсолютный рекорд. При этом отмечается, что вклад туристической отрасли в мировую экономику в совокупности составит $11,7 трлн или 10,3% мирового ВВП.
В России, по данным Почта Банка, продажи авиабилетов в 2025 году подскочили на 30%, железнодорожных —на 3%, а бронирование отелей увеличилось на 11%.
Частично причиной роста спроса стали нейросети и возможность быстро спланировать путешествие, в том числе, не прибегая к услугам специалистов туриндустрии.
Последние ведут себя по-разному. В ряде случаев ИИ, позволяя туркомпаниям сократить издержки, способствует снижению цен на туры. Но эксперты отрасли скорее прогнозируют рост их стоимости за счет персонализации.
ИИ с бонусами для всех
Интеграция ИИ в работу туристических компаний позволяет турбизнесу выйти на принципиально новый уровень взаимоотношений с клиентами. Просто представьте: еще несколько лет назад большинству путешественников были доступны только стандартные туры, а теперь каждый из них получает возможность спланировать поездку в соответствии со своими предпочтениями. И даже если это будет стоить дороже, чем раньше, настолько индивидуальный подход перестает быть роскошью.
Путешествия, полностью оправдывающие ожидания клиентов, — основная причина снова и снова обращаться к организовавшему их туроператору. Для последнего это возможность вывести свои доходы на принципиально новый уровень. С другой стороны, ИИ помогает оптимизировать затраты, позволяя перенаправлять ресурсы туда, где они будут наиболее эффективны.
И это далеко не все. Я уверен: от интеграции ИИ в туриндустрию выигрывают не только компании и путешественники, но и государство. Увеличение потока туристов — это развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест и рост объема налоговых отчислений. В итоге ИИ позволяет не только удачно спланировать отпуск, но и повышает общий уровень жизни.