3 коварных рифа в бизнес-партнерстве: что надо знать, чтобы не налететь
Опытный предприниматель, совладелец 3-х бизнесов, Ксения Тихомирова, расскажет, о каких «подводных течениях» в партнерстве не всегда знают предприниматели
Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
Многие бизнесмены примеряют на себя формат партнерства. Кто-то только приценивается, никак не решаясь на покупку, а кто-то очень отзывчив и благосклонен к этой форме бизнеса.
С высоты лет, прожитых не в одном партнерстве, и с глубин самых мощных провалов в этих бизнесах, расскажу о коварных рифах, о которых не всегда знает и на которые налетает большинство партнерских фрегатов.
3 причины, почему возникают трудности в совместном бизнесе, из-за которых расходятся партнеры и разваливается проект
Начну с главного: даже самому крепкому и успешному партнерству не удается избежать турбулентных моментов. В решении стратегических задач. В отлаживании операционки. В личных отношениях. Идеальное партнерство без бурь и коварных подводных течений — это миф.
1. Партнерство на века
Первый риф, на который рано или поздно налетают предприниматели, задумавшие партнерство на века, — иллюзия, что это возможно. Часто такие проекты запускаются на эмоциональном драйве. Люди зажигаются интересной идеей, видят потенциал для общего бизнеса, начинают воплощать замысел и, если запуск стремителен и успешен, могут зайти в иллюзию, что чудесный камень Грааля найден, и что этот партнерский проект просуществуют века.
Тем сильнее бывает разочарование партнеров, когда с началом рутины рассеивается розовый флер представлений друг о друге и взаимных ожиданий. Слетают шоры (частый атрибут импульсных запусков), и партнеры прозревают, понимая, что цели, формы, масштабы бизнеса и личные качества друг друга на входе в проект они видели иначе.
В такой ситуации оказываются не только порывистые и азартные предприниматели, но и те, кто все просчитывает на несколько шагов вперед. Прагматичные и рассудительные партнеры, скрупулезно продумавшие бизнес-стратегию на несколько лет, тоже оказываются в этой ловушке. Невозможно просчитать все моменты, влияющие на развитие дела: внешние и внутренние, рабочие и личные. Такие факторы, как здоровье, смена социальных, политических, религиозных, духовных взглядов, изменения в личной жизни, переезд в другой город или страну — все это вмиг может подломить усердно и тщательно возведенное вековое партнерство.
2. Незыблемые договоренности
Второй подводный камень, о который спотыкаются партнеры, — заблуждение, что в совместном бизнесе о чем бы то ни было можно договориться раз и навсегда. Это тоже миф. Никогда не говори «навсегда» — говорю я коллегам по бизнесу, идущим в партнерство.
Не буду отрицать, насколько важны договоренности. Крайне безрассудно начинать совместный бизнес без обсуждения целей партнеров, основных моментов стратегии, распределения обязанностей, условий выхода и других вещей. Это действительно важно сделать, но не нужно рассматривать первоначальные договоренности как константу. Бизнес не находится в вакууме, он развивается, окруженный изменениями в обществе, экономике, геополитике. В его развитии участвуют люди, в которых тоже происходят изменения: физические, ментальные, эмоциональные, нравственные. Все это напрямую влияет на цели и ценности бизнеса, его философию и, конечно, на все стратегические и операционные задачи.
Именно поэтому ни один из пунктов договоренностей не должен иметь табу на пересмотр. Если возникают обстоятельства, серьезно влияющие на исполнение какого-то пункта, партнеры должны его обсудить и скорректировать при обоюдном согласии. В противном случае у партнера с подмятыми интересами появится благодатная почва для созревания недоверия, недовольства и даже агрессии по отношению к обидчику.
3. Стерпится — слюбится
Еще одна неприятность, с которой сталкиваются некоторые предприниматели, — развенчание иллюзии о том, что успехами в бизнесе можно наслаждаться, если закрыть глаза на неприглядные стороны партнера. Неприглядными могут быть слабые профессиональные компетенции или личные качества, такие как непунктуальность, необязательность, вспыльчивость, склонность к развязыванию интриг, самолюбование, обесценивание заслуг других, включая партнера по бизнесу, и многие другие достоинства.
В ловушку этой иллюзии чаще всего попадают отпетые прагматики: предприниматели, считающие красивые цифры бизнеса действенным противоядием от некрасивых качеств партнера. Присматриваясь к кандидату, прагматик может закрыть глаза на его слабые места и неудобные моменты, если увидит хороший профит от партнерства.
Знаю по личному опыту: не стерпится и не слюбится, если у вас с партнером диаметрально противоположные взгляды на человеческие ценности, обязательства друг перед другом и командой, главную цель, ради которой создаете бизнес. На короткой дистанции ваш рассинхрон может не ощущаться, но играя вдолгую, вы будете все больше и больше напрягаться по этому поводу. Самый распространенный исход — острый конфликт и решение выйти из бизнеса.
Именно так было со мной в первом партнерстве. Так же происходит с моими коллегами-предпринимателями, которые до поры до времени отмахиваются от неудобных ситуаций и от неудобных качеств партнера.
Есть ли безусловные плюсы в партнерстве? Конечно. Это путь, чтобы создать сильный бизнес за счет аккумуляции сильных ресурсов партнеров. Это способ разделить ответственность и распределить нагрузку. Это возможность мыслить и действовать сообща, а две головы, как мы знаем, лучше одной. Это потенциал для более быстрого роста и масштабирования. Но все это возможно, если до начала ведения общего дела хорошо взвесить, готов ли к неудобным ситуациям в партнерстве, и только если готов, сходить с одинокого причала на палубу фрегата «Партнерство».