Какие претензии может предъявить таможня при импорте товаров
Топ-5 нюансов, которые чаще всего становятся яблоком раздора между таможней и предпринимателями
Юлия Шлёнская — партнер образовательного проекта «Корпоративный онлайн университет», а также ВЭД-проекта «Сбер Корус», постоянный спикер профильной логистической конференции «ВЭД. Таможня. Логистика», узкоотраслевых мероприятий. Кроме этого – эксперт РБК.Pro, «Коммерсанта» и «Ведомостей», автор колонок в журналах «Секрет Фирмы», «Сноб». Владелица и соавтор популярного телеграм-канала «Завтрак с таможней».
Мы занимаемся логистикой и таможенным оформлением уже 30 лет и готовы экспертно утверждать, что с нижеприведенными претензиями от таможни сталкивается практически каждый импортер.
1. Претензия к стоимости
Самый распространенный камень преткновения между таможней и предпринимателем — таможенная стоимость. Чем выше стоимость товара, тем больше пошлин подлежит уплате в бюджет. Таможня зачастую стремится доказать, что настоящая стоимость на самом деле выше, чем показывает предприниматель в своих документах. Для этого в ход идут разные методики, инструменты, запросы. Если грамотно и убедительно отклонить претензии таможни не удается, производится корректировка таможенной стоимости и перерасчет пошлин, подлежащих уплате.
2. Претензия за отсутствие разрешительных документов
Правильно определенный код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) подсказывает предпринимателю не только размеры подлежащих уплате пошлин, но и регламенты, которые на него распространяются. Так, на определенные товары нужны ветеринарные или фитосанитарные сертификаты, декларации или сертификаты соответствия, нотификации ФСБ и пр. Все эти документы должны готовиться заранее и подаваться таможне в момент таможенного оформления. Отсутствие необходимого по регламенту документа влечет за собой административное (в худшем случае — уголовное) дело. Товар не выпускают с таможни до тех пор, пока документы не будут представлены.
3. Претензия к маркировке, включая маркировку «Честный знак»
Существует большая прослойка товаров, которая должна определенным образом маркироваться до прихода товара на таможню. Это, например, знак ЕАС (подтверждающий соответствие техргегламентам Евразийского экономического союза), «Честный знак». Если по ЕАС сейчас в связи с постановлением правительства 353 действуют послабления, то требования по маркировке «Честным знаком» действуют в полной мере. Это значит, что товар, для которого эта маркировка обязательна, должен поступать на таможню с уже нанесенными стикерами. Если таможня не обнаруживает маркировку, следует приостановка выпуска (т.е. товар на таможне задерживают). Немаркированные товары придется поместить на склад, который укажет таможня, промаркировать соответствующим образом, и только потом выпускать. Весь процесс занимает время и влечет дополнительные расходы.
4. Претензия за невключение роялти
Тема включения лицензионных платежей в таможенную стоимость стала всплывать в медиа-пространстве все чаще. Это связано с распространением практики со стороны таможни и увеличением числа прецедентов. Лицензионные платежи должны включаться в таможенную стоимость только при одновременном наличии двух условий: 1) Лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам; 2) Они же являются условием продажи. Если таможня обнаруживает, что лицензионные платежи не были включены в таможенную стоимость, следуют не только доначисления, но и административное дело — опять же, по факту недостоверного декларирования. А в случае крупных сумм недоплат, возможно также возбуждение уголовного дела по факту уклонения от уплаты таможенных платежей.
5. Претензия за незаявленные товары
Если в процессе досмотра в контейнере обнаружились товары, которые не были заявлены в декларации, таможня автоматически зачисляет вас в ряды контрабандистов. Даже если речь идет о запасной упаковке на случай повреждения основной или подарке в виде набора мыла ручной работы. Любая незаявленная, но обнаруженная таможней мелочь ведет к административному делу по 16.2 КоАП — недекларирование или недостоверное декларирование товаров. Поэтому критически важно, чтобы ваш поставщик положил в контейнер только то, что указывается в сопроводительных документах. Конечно, не каждый контейнер попадает на досмотр, но минимизировать риски точно стоит, в том числе с помощью предварительного осмотра контейнера до подачи декларации и работы с таможенным представителем.