Как защитить пожилых родственников от телефонных мошенников
Наталья Балан расскажет, как правильно реагировать на подозрительные звонки и что делать, чтобы уберечь пожилых людей от злоумышленников
Стаж работы в сети более 5 лет
Обман пенсионеров по телефону становится все более распространенным явлением. С 2000 года мошенники разработали много схем, которые рассчитаны на доверчивых пожилых людей. Зачастую злоумышленники создают ситуации, в которых собеседник сам отправляет деньги. Некоторые из них привели к появлению понятия «виктимблэйминга», когда жертва частично берет на себя вину за произошедшее. Поэтому для защиты родственников в преклонном возрасте необходимо объяснить пенсионеру, какую информацию нельзя сообщать при телефонном разговоре и куда обратиться в случае обмана.
Схемы телефонного мошенничества
Для защиты пенсионеров от мошенников важно объяснять наиболее распространенные методы, которые используют злоумышленники. Их способы рассчитаны на определенный возраст, социальное положение, в зависимости от этого заранее подбирается сценарий разговора.
Звонок из банка
Придумывать сложную легенду зачастую мошенникам не приходится, так как они торопят и «играют» на чувствах — умело манипулируют. К сожалению, в случае совершенного перевода денежных средств злоумышленникам, отследить транзакции для возврата суммы не всегда получается.
В разговоре представитель рассказывает о попытке взлома вашего счета и просит сообщить данные карты для проверки информации. А именно:
- номер карты;
- пин-код;
- цифры на обратной стороне (CVC);
- логин и пароль от личного кабинета.
Поэтому важно не называть никому эти данные. Лучше самим позвонить в банк, уточнить действительно ли ваш счет под угрозой и передать им номер, с которого был совершен звонок.
СМС из банка, переход по ссылкам, ввод кодов
Короткое сообщение с ссылкой или кодом для подтверждения какой-либо онлайн операции может вести на фишинговый сайт. Важно не переходить по подозрительным ссылкам, а также никому не называть цифры из смс и не вводить их. Распознать такие вредоносные сообщения несложно, для этого достаточно поставить на устройство пожилого фильтр-приложение и антивирус.
Крупный выигрыш
Обманывают пенсионеров, давя на желание улучшить финансовое положение. По телефону могут сказать, что вам начислили пособие либо вы выиграли в лотерее. В разговоре укажут, что для перечисления требуются реквизиты банковской карты, то есть таким образом происходит попытка получить доступ к вашему счету.
Предложение купить товар
Онлайн-шопинг становится все более распространен. На этом процессе пытаются заработать злоумышленники. Заманивают разным, например могут предложить:
- бесплатный товар с оплатой только за доставку;
- полезную и уникальную вещь, которой нет аналогов;
- зарегистрироваться на сайте для получения бонуса, переходя по вредоносной ссылке.
Звонок может поступить с любым заманчивым предложением. Мошенники часто выбирают пенсионеров в качестве своей цели, зная об их доверчивости и потребности в общении. После обмана жертвы часто не знают, к кому обратиться за помощью и как вернуть утраченные деньги.
Беда у близкого
Еще один пример эмоционального давления, когда мошенники по телефону или по смс сообщают, что произошло несчастье и родственнику срочно нужна материальная помощь. Бабушки и дедушки испытывают стресс, для них эта новость — сильное потрясение, они не проверяют информацию и начинают выполнять все требования вымогателей.
Непонятный заказ
Сообщение может утверждать, что произошла ошибка при оплате и требуется повторная авторизация или доплата за транспортировку посылки. Это может показаться вполне правдоподобным, особенно если вы часто совершаете онлайн-покупки. Однако стоит быть крайне осторожными, так как это может быть одной из форм фишинговых атак. Проверьте почту отправителя или свяжитесь с компанией напрямую.
Как уберечь пожилого человека от аферистов
Любая конфиденциальная информация в руках злоумышленников опасна. Мы должны знать, как защищаться и рассказать об этом близким. Памятка для родственников пенсионеров «Осторожно мошенники» представляет собой следующую инструкцию:
- расскажите о том, как именно обманывают по телефону;
- подробно распишите, почему личная информация в чужих руках опасна;
- установите в качестве профилактики на мобильном устройстве блокировщик незнакомых номеров;
- подключите интернет-банкинг, технологию дистанционного банковского обслуживания, и установить там лимит на максимальную сумму переводов и на снятие наличных в сутки. Сделать уведомления о транзакциях на ваш телефон;
- объясните, как именно происходит блокировка карты, например в случае ее потери можно это сделать через личный кабинет или позвонив в банк.
Если вы или ваш пожилой родственник попались на обман, то в таком случае необходимо сразу же позвонить в банк для блокировки карты, затем написать заявление в отделении полиции. К сожалению, выявление злоумышленников затруднено, поскольку они используют различные методы для сохранения анонимности.
Заботиться о родственнике преклонного возраста — непросто. В таком случае на помощь могут прийти частные пансионаты для пожилых. Здесь благодаря круглосуточному наблюдению персонала до вашего близкого не доберутся мошенники. Ежедневный качественный уход: сбалансированное питание, прогулки, интересный досуг — помогут сохранить здоровье и обеспечат комфорт пожилому родственнику.