«Росгосстрах Жизнь» 17 сентября 2024

Состоялся вебинар о тенденциях повышения финансовой грамотности

На вебинаре рассматривались вопросы развития программы повышения финансовой грамотности в России, последних трендов и тенденций в этой сфере

Как развивались программы повышения финансовой грамотности в России, какие последние тренды и тенденции есть в этой сфере, а также насколько жители нашей страны в целом настроены на грамотное распоряжение деньгами — этим вопросам был посвящен вебинар «Финансовая грамотность 2024», проведенный 10 сентября Аналитическим центром НАФИ и страховой компанией «Росгосстрах жизнь».

С докладами на мероприятии выступили генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева, исполнительный директор НАФИ Людмила Спиридонова и директор по развитию социальных проектов компании «Росгосстрах Жизнь» Элли Долганова. Почетные гости: генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов и руководитель дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Михаил Сергейчик.

Финансовая грамотность — молодой феномен, отметила на мероприятии Гузелия Имаева. Первые попытки ее исследовать начались в 1990-х годах, это были узко специализированные исследования на конкретные темы, связанные с пенсионными накоплениями, поведением студентов в отношении стипендий. Однако сегодня мы исследуем не просто финансовую грамотность населения, а говорим уже о формировании финансовой культуры, установок и паттернов поведения, которые помогали бы людям быть более финансово устойчивыми.

По словам Гузелии, одним из главных трендов в сфере исследований финансовой грамотности является углубление в отдельные ее аспекты и сегментация. Так, Аналитический центр НАФИ сегодня уже исследует не только финансовую грамотность россиян в целом, но и глубоко рассматривает сберегательно-инвестиционную активность, инфляционную грамотность, а также финансовую киберграмотность.

Другой важный тренд — изменение форматов диагностики финансовой грамотности. На первый план выходит образовательная тестология, а также обучение в интерактивном формате. Большое значение также приобретает расширение корпоративных программ, когда миссию просвещения в области финансовой грамотности берут на себя работодатели.

Представитель страховой компании «Росгосстрах Жизнь» Элли Долганова посвятила свой доклад роли всей отрасли и конкретно ее компании в повышении финансовой грамотности россиян. По ее словам, исследования, проводимые ими на старте развития социального направления компании, показали, что 51% россиян ставят финансовые цели, а каждый четвертый для их достижения откладывает деньги и отказывается от лишних трат (25% и 24%, соответственно). При этом среди наиболее распространенных финансовых привычек россиян: умение регулярно копить (28%), умение следить за ценами и выбирать самые выгодные предложения (20%), ведение бюджета (15%).

«Мы со своей стороны даем ряд рекомендаций клиентам: учим формировать свой финансовый бюджет, получать дополнительный доход через налоговый вычет, кешбэк, различные инвестиционные инструменты. Мы делимся своим опытом, знаниями, мы хотим, чтобы люди лучше понимали страховые механизмы и продукты страхования. Если потребитель будет грамотным, нам будет легче рассказывать о ценности новых продуктов. Для себя мы поняли, что важно проводить такую работу на постоянной основе. Фрагментарность не дает хорошего результата», — сказала Элли Долганова.

Резюмируя ее выступление, можно отметить, что «Росгосстрах Жизнь» повышает культуру страхования населения и осознанность в выборе программ страхования жизни, формирует положительное представление о ценности страхования, обучает по системе Pro Bono, рассказывает о страховых механизмах и продуктах, о формировании накоплений и управлении финансами.

Вебинар проводился в связи с публикацией Аналитическим центром НАФИ и страховой компанией «Росгосстрах жизнь» исследования «Финансовая грамотность — 2024». Зрителями онлайн-трансляции вебинара стали более 600 участников из разных регионов страны.