Как построить крепкое партнерство и избежать ошибок
Ксения Тихомирова, серийный предприниматель, поделится опытом создания партнерства и расскажет о правилах вхождения в общий бизнес и совместного управления
Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
Сегодня, когда мир переживает циклон за циклоном социально-экономических потрясений, люди разных институтов и профессий объединяются, чтобы противостоять недружелюбной стихии, укреплять проекты и увеличивать эффективность своих инициатив. Большую актуальность приобрела тема создания бизнес-партнерств.
О том, как строить и развивать крепкие партнерства в бизнесе и о главных ошибках предпринимателей, поговорим с опытным бизнесменом, владельцем трех успешных бизнес-партнерств, членом президиума проекта «Опоры России», Ксенией Тихомировой.
Ксения, что такое «партнерство» в Вашем понимании?
Прежде всего это коммуникация. Открытая, прозрачная, честная. Без стоп-тем и без купюр. Когда в доверительном диалоге партнеры обсуждают любые спорные, неудобные вопросы и договариваются о решении, удовлетворяющем каждую сторону. Это могут быть не только рабочие вопросы, но и личные моменты, доставляющие неудобство: внутренний дискомфорт, эмоциональное напряжение, физическая усталость. Все эти вещи важно проговаривать и разрешать до наступления острого конфликта.
Партнерство для меня это еще и взаимное отражение. Когда коллеги подсвечивают друг другу сильные и слабые стороны. Помогают посмотреть на тупиковую ситуацию с нового ракурса. Расширяют и углубляют видение. Это отражение продуктивно в том случае, когда стороны осознают его полезность, принимают советы и конструктивную критику с позиции взрослого, а не обидчивого ребенка.
Партнерство для меня это видение проекта как общности взаимных выгод. Не позиция тянуть одеяло на свою сторону, а позиция развивать бизнес с равными выгодами для всех.
С чего начинается прочное бизнес-партнерство и что лежит в основе долгосрочного альянса?
Крепкое бизнес-партнерство начинается с обстоятельного разговора о целях проекта, фундаментальных смыслах и ценностях, финансовых ожиданиях, вложении разных ресурсов, распределении ролей, функционала, прибыли, условиях выхода из общего бизнеса. Это еще не партнерский проект. Это предпартнерство. Все эти вещи важно скрупулезно проговорить ДО запуска совместного бизнеса. Чем более серьезно и педантично подойди к вопросу, тем меньше камней преткновения, обид и разногласий будет на пути.
В основе здорового партнерства лежит здоровая критика. Я уже говорила о пользе отзеркаливания партнеров друг другом. Указывать на заблуждения, подсвечивать промахи, предупреждать о неблагоприятных последствиях опрометчивого решения — это не про осуждение и стремление унизить, а про здоровую критику. Это когда человек, исходя из общих интересов, показывает коллеге ложность его видения и ошибочность действий. Но эта критика должна быть здоровой. То есть, уместной, аргументированной, правильно сервированной: без уничижения и назидания.
Перспективный бизнес-альянс с высоким КПД партнеров возможен при грамотном распределении ролей. Плохая стратегия, когда партнеры решают все по чуть-чуть, когда нет четко прописанного функционала и сфер ответственностей. До запуска бизнеса важно понять: кто на какой позиции будет максимально эффективен. Во всех моих проектах роли партнеров распределены по этому принципу, и, как показывает многолетний опыт, он является единственно правильным. Ошибочно отдавать роль менеджера человеку без твердых управленческих и организаторских навыков. Наивно ожидать от коллеги-интроверта эффективных коммуникаций с командой и клиентами. Губительно ставить на финансовые вопросы партнера без специальных знаний и релевантного опыта.
Цементом в долгосрочном бизнес-союзе является глубокая ответственность за выполнение взятых обязательств. Причем ответственность не только за себя, но и за коллег. Это, как в брачном союзе: идти рука об руку в болезни и в здравии. То есть, не только думать о задачах и решать проблемы в рамках своей роли, но и помогать партнеру преодолевать затруднения по части его ответственностей. Автомобиль с одним спущенным колесом не наберет высокую скорость. Проект, западающий на одну сторону, не будет успешным.
Какие главные ошибки совершают партнеры по бизнесу?
Одна из самых главных ошибок, не очевидных многим предпринимателям, — равное распределение долей при неравном вложении ресурсов. Эту ошибку совершает большинство стартапов. На эти грабли наступала и я.
При создании партнерства важно правильно оценить ресурсы, с которыми стороны заходят в бизнес. Нередко берутся в расчет только материальные ресурсы, а профессиональные знания, опыт, незаурядные качества личности и социальные связи, как правило, не учитываются. Это большая ошибка. Потому что стабильный рост и масштабирование часто определяют не столько финансовые вложения, сколько прокаченные личные скиллы и весомый социальный капитал. Вот почему необходимо дать объективную оценку вложениям партнеров и, в соответствии с этим, распределить доли бизнеса и прибыль.
Еще одна грубая ошибка, которая бывает роковой, — замалчивание разногласий и заминание конфликтов. Как медиатор с многолетним стажем, могу сказать: большинство партнерств распадаются не по причине стратегических просчетов и финансовых неудач, а именно из-за напряженности в личных отношениях. Обиды, недовольство своей ролью и ролью партнера, раздражение по поводу рабочих и не рабочих моментов, эмоциональное напряжение — все это годами сопровождает бизнес-процессы и в конце концов выливается в острый конфликт и решение о выходе из партнерства.
Личные отношения — еще один камень преткновения на пути к крепкому и здоровому партнерству. Банальная истина — не смешивать рабочее и личное, но ее как будто забывает предприниматель, затевающий партнерский проект с человеком, с которым у него близкие, дружеские отношения. Вначале проекта эмоциональная атмосфера позитивная. Партнеры без слов понимают друг друга. Закрывают глаза на ошибки коллеги. Прощают халатность, небрежность, недисциплинированность. Но скоро попустительство выходит боком: возникает дисбаланс вложений, и начинает зреть взаимное недовольство. Вот почему так важно четко разграничивать дружбу и бизнес, личные и деловые отношения.
Получается, проще строить партнерство с человеком, с которым нет теплых, дружеских отношений?
И да, и нет.
Если у предпринимателей, не связанных дружбой, есть обоюдное намерение строить общее дело, есть синхронизация в целях, смыслах и ценностях бизнеса, и есть согласие, на каких ролях и в каком формате они будут участвовать в проекте, совершенно не обязательно питать друг к другу теплые, дружеские чувства. Достаточно взаимного уважения и четких договоренностей (желательно прописанных в партнерском соглашении) по всем аспектам ведения общего дела.
Но, бывает, (и это зависит от особенностей психотипа личности) человеку критически важно иметь близкие, теплые, доверительные отношения с партнером по бизнесу. По-другому он не умеет. Тесный эмоциональный контакт, глубокая духовная близость, почти обнаженная честность — то, без чего он не готов партнериться с кем бы то ни было. То, без чего он не может обсуждать и решать ни стратегические, ни оперативные задачи. И это не слабость. Это особенность личности. Если такой предприниматель сумеет найти баланс между личным и профессиональным, сумеет выстроить границы между дружбой и бизнесом, его тесная связь с партнером станет еще одной прочной подпорой в фундаменте общего дела.
Именно такой формат отношений я стараюсь выстраивать в своих партнерских проектах. И этот подход, скорее, мне помогает, чем мешает. Хотя, не скрою, не всегда удается вовремя выстроить границы между личными отношениями и профессиональными.