Почему рекрутинг стал сложнее и как привлечь лучших специалистов
Изменение кадровой политики компании может стать ключом к победе в конкурентной борьбе за талантливых специалистов. Рассказывает эксперт Натэлла Вусова
В HR более 15 лет. Эксперт в области поиска, найма и развития кадров, специалист по корпоративной культуре и мотивации. Реализует стратегию укрепления кадрового потенциала компании
Поиск слесарей и инженеров-наладчиков КИПиА с каждым годом становится все более сложной задачей. Если раньше дефицит кадров можно было закрыть за счет работников из регионов страны, то сегодня проблема стала повсеместной, и закрытие вакансий превратилось в квест с интересным сценарием. Каким образом построить рекрутинговую политику компании так, чтобы победить в конкуренции за самых высококвалифицированных соискателей — рассказывает Натэлла Вусова, руководитель отдела персонала компании «ОВЛ-Энерго».
Современная реальность рынка труда
Полагаю, что нефтегазовая отрасль — далеко не единственная, где есть сложности с подбором персонала. Общая ситуация в реальном секторе такова, что вакансии стало сложнее закрыть практически по всем направлениям. Но особенно высок спрос на инженерные специальности — инженеры-наладчики, слесари-наладчики, электромонтажники, и на должности коммерческого сегмента, в частности, менеджеров по продажам и руководителей проектов.
Причин сложившейся ситуации несколько, коротко раскроем суть каждой из них.
Первый фактор — демографический кризис. Низкая рождаемость 1990-х и начала 2000-х годов докатилась до рынка труда: уходящие на пенсию специалисты не замещаются в нужном объеме молодежью. То есть не хватает не работников конкретного возраста или квалификации — рабочих рук не хватает в принципе.
Второй фактор — кратно возросшие зарплата и денежное довольствие в Вооруженных Силах и на оборонно-промышленных предприятиях. То есть на рынке труда внезапно появился серьезный конкурент, с которым сложно соперничать.
Третий фактор — качество подготовки молодых соискателей. Длительное время начальное и среднее звено профессионального образования находились фактически вне экономики: в них не вкладывались бюджетные средства, не обновлялись фонды, бизнес не считал нужным участвовать в процессе обновления кадров. А практики в колледжах и техникумах недостаточно и сегодня. В итоге молодой специалист не может рассчитывать на высокую стартовую зарплату, поскольку его подготовку фактически нужно завершать работодателю, а компания, которая ищет сотрудника, предпочитает ждать закрытия вакансии более опытным работником, даже при условии гораздо более долгого поиска.
Четвертый фактор — возникновение направлений занятости и профессий, успех в которых кажется более достижимым: блогерство, ИТ, торговля на маркетплейсах. При более кратком сроке подготовки и меньшем объеме требующихся знаний и навыков заработок на старте там будет выше.
И последний значимый фактор — это снижение интереса со стороны иностранных специалистов в силу ряда ограничений, наложенных западными странами, а также роста инфляции и стоимости перелетов, затруднений при денежных переводах. В итоге им проще искать вакансии не в нашей стране.
Не «человек на вакансию», а «вакансия для человека»
Эта ситуация требует изменения даже не отдельных инструментов рекрутинга, а в целом всей философии этой деятельности. Теперь конкуренция идет не среди соискателей за возможность получить место в организации, а наоборот, среди организаций за кадры. Соответственно, меняется задача: мы должны выстроить всю работу по привлечению претендентов так, чтобы человек захотел стать частью команды. И мы в компании «ОВЛ-Энерго» примерно полтора-два года занимаемся обновлением кадровой политики. Поделюсь некоторыми пунктами из нашего плана действий.
- Повышать престиж рабочих и инженерных профессий и соответствующих вакансий. Это позволит сыграть вдолгую, формируя у молодежи позитивное отношение к работе и желание развиваться в этой сфере.
- Показывать корпоративную культуру компании, усиливать ее HR-бренд для увеличения привлекательности на рынке вакансий. «ОВЛ-Энерго» на рынке с 2007 года, и за это время компания успешно преодолела несколько кризисных ситуаций, продолжая и сегодня эффективно развиваться в нефтегазовой отрасли, то есть у нас есть история, бренд, выработанная политика и т.п.
- Формировать достойный уровень оплаты труда с конкурентной заработной платой, премиями и ежегодной индексацией.
- Внедрять программу мотивации среди действующих сотрудников на привлечение соискателей из числа своего окружения. Такой подход работает, когда человеку выплачивают первую фиксированную сумму сразу при трудоустройстве привлеченного им новичка, а вторая сумма уже при прохождении испытательного срока. Плюсы очевидны: нет расходов на поиск специалиста, кандидат уже знает о вашей компании, есть доверие и сформирован определенный образ.
- Предлагать расширенный пакет ДМС.
- Пожилых сотрудников мотивировать не выходить на пенсию надбавками за стаж и индивидуальным графиком работы.
- Знакомиться с будущими коллегами еще на стадии их обучения, желательно на первом курсе, брать студентов на практику, что позволит из молодого сотрудника вырастить высококвалифицированного специалиста, заранее ориентируя его на отраслевую специфику и требования. Более быстрой адаптации и формированию четких навыков также будут способствовать наставничество и передача опыта, направление на дополнительные образовательные программы, создание учебных центров внутри компании.
- Обеспечивать карьерный трек для специалиста, чтобы ему уже в первые недели работы было понятно, что необходимо знать и уметь, какие служебные навыки и образовательные программы освоить, чтобы перейти на более высокооплачиваемую должность. Причем трек должен быть виден целиком, условно, от рядового специалиста до руководителя направления.
- Стратегически — можно спонсировать учебные заведения, обеспечивая учащимся возможность овладения практическими навыками. Например, чтобы учить ИТ-специалиста, нужен только компьютер, а для подготовки электромонтажника нужен как минимум целый оборудованный кабинет.
Эти меры частично внедрены в «ОВЛ-Энерго», что позволяет серьезно снизить остроту проблемы дефицита кадров и успешно конкурировать на рынке труда с другими компаниями, причем не только нефтегазовой отрасли.