СберМаркетинг 24 января 2025

Эксперты рассказали, как бренды используют ИИ в некоммерческих проектах

Вышел новый 45-й выпуск видеоподкаста СберМаркетинга MEDIA MIX

В 45-м выпуске первого видеоподкаста о рекламе MEDIA MIX эксперты из Высшей школы экономики, компаний Сбер, билайн, «Инновации детям» вместе с ведущей Анной Ветринской обсудили перспективы и возможности применения ИИ в социально значимых проектах, а также оценили значимость таких инициатив для брендов.

ИИ как писатель

Обучение нейросети литературе — процесс, который преследует несколько важных целей и задач. Среди них — генерация текста, его анализ, стилизация и автоматизированный перевод без смысловых искажений. Екатерина Мануйло рассказала о проекте «Поговори с книгой», где нейросетевая модель GigaChat, обученная на трех произведениях русских классиков — «Евгений Онегин», «Анна Каренина» и «Мастер и Маргарита» — выступает помощником для писателей. Также эксперт рассказала о текущей разработке — GigaChat возрождает второй том «Мертвых душ». В рамках этого амбициозного проекта команда исследует черновики, письма, личность и творческий кризис Николая Гоголя, а также исторический контекст — например, взгляды на взяточничество и культуру сватовства.

ИИ помогает спасателям

На протяжении 10 лет билайн сотрудничает с некоммерческой организацией «ЛизаАлерт», которая занимается поиском пропавших людей. На основе больших данных специалисты билайна разработали инструмент для привлечения волонтеров, а также для поиска свидетелей. Рабочая модель представляет собой таргетированную рассылку с описанием пропавшего человека и просьбой о помощи в поиске тем абонентам, которые находились в непосредственной близи в момент инцидента. Информаторы могут позвонить на горячую линию и оставить полезные сведения, координаты. С помощью этой модели нашли уже более 100 000 человек. Такой вариант ИИ как компьютерное зрение также используется в случае поиска с помощью дронов, например, в лесных массивах. Чтобы просмотреть огромное количество фотоматериалов, собранных дроном в течение 10 минут, спасательному отряду требуется 5 часов. Использование ИИ значительно ускоряет этот процесс и высвобождает время на поисковую операцию.

ИИ — детям

Экспертный гость студии Дмитрий Андреев отметил, что детям до 10 лет крайне важно изучать материальный мир вокруг себя, чтобы получить нужный опыт для формирования необходимых нейронных связей. Контакты с виртуальной средой могут быть, но не в ущерб развитию моторики, сенсорики, живой коммуникации с другими детьми. Основатель компании «Инновации детям» рассказал о кейсах, успешно реализованных в рамках концепции «бережная цифра», которая предполагает помощь взрослым в развитии детей. В пул проектов входит «интерактивная песочница» с дополненной реальностью, где при выполнении определенных действий AR-слой «превращает» резервуар с песком в действующий вулкан или подводный мир. Другая технология «умное зеркало» помогает детям в обучении говорить. Третья — сфокусироваться на физической активности.

ИИ в профессиональном образовании

Мнения экспертов выпуска разделились касательно пользы ИИ в образовании. С одной стороны, использование нейросетей чревато получением недостоверной информации и генерацией большого количества плагиата. С другой — развивает творческий метод, в результате которого формируется так называемый «дерзкий джун» — младший специалист, который всегда найдет способ решить поставленную задачу. Сергей Карапетян порекомендовал, как можно скорее, освоить промпт-инжиниринг, независимо от возраста и рода деятельности, поскольку эта сфера будет и дальше развиваться, предлагая все больше качественных инструментов для бизнеса и повседневной жизни. Один из курсов для начинающих разработала ВШЭ.

Зачем брендам некоммерческие проекты

Помимо укрепления статуса и продвижения на рынке, развитие социально значимых проектов и использование современных технологий помогает крупным компаниям увеличить свой вклад в общество, что особенно ценно в контексте современности. Говоря о роли ИИ, гости студии выделили его функциональность в качестве помощника, но не замены реальным специалистам. Используя ИИ, можно ускорить сбор данных, их анализ и обработку, быстрее находить решения для социальных проблем различной сложности, однако ответственность за применение этих решений всегда лежит на человеке.

Спикеры:

  • Екатерина Манойло, руководитель литературного направления, GigaChat
  • Алина Садукевич, директор департамента развития продуктов больших данных, билайн
  • Дмитрий Андреев, основатель компании «Инновации детям»
  • Сергей Карапетян, заместитель декана ФКН ВШЭ

Модератор: Анна Ветринская, директор агентского направления СберМаркетинга