ТеДо 11 декабря 2025

Китай: следует трендам или задает их

Китай представил проекты стандартов устойчивого развития на базе двойной существенности. Разбираем ключевые изменения и их влияние на бизнес

Алексей Фегецин
Партнер группы устойчивого развития ТеДо

Партнер, руководитель практики устойчивого развития и корпоративного управления (ESG) компании «Технологии Доверия» в России

Запрос к раскрытию нефинансовой отчетности об устойчивом развитии со стороны инвесторов, партнеров и регуляторов растет с каждым годом. Если ранее форма нефинансовой отчетности не была строго закреплена и на национальном уровне страны сами определяли объем раскрытия, то в последнее время ситуация стремительно меняется. Сейчас растет потребность в стандартизации, унификации форматов раскрытия нефинансовой отчетности и выравнивании с международными требованиями.

В 2024 году в Китае на государственном уровне были внедрены сразу несколько инструментов, которые способствуют развитию и расширению как добровольного, так и обязательного раскрытия компаниями нефинансовой информации об устойчивом развитии.

В феврале 2024 года под руководством Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг Китая (CSRC) три фондовые биржи КНР выпустили руководящие принципы по ESG-отчетности, обязывающие компании, которые входят в индексы SSE 180, STAR 50, SZSE 100 и ChiNext, а также компании, акции которых котируются как на внутренних, так и на зарубежных биржах, раскрывать свои данные в области устойчивого развития. Инициатива направлена на создание единой, сопоставимой структуры отчетности, которая позволит инвесторам и регуляторам оценивать устойчивость китайских компаний.

К 2030 году планируется, что все крупные публичные компании Китая будут охвачены системой обязательного раскрытия нефинансовой информации и национальных стандартов ESG-отчетности.

Комиссия также призывает компании, не подпадающие под эти критерии, публиковать ESG-отчеты на добровольной основе.

Принципы CSRC требуют от компаний раскрывать информацию по всем трем аспектам: E, S и G. По E части требуется раскрытие следующих направлений:

  • Оценка влияния изменения климата на стратегию компании, а также кратко-, средне- и долгосрочные стратегии адаптации;
  • Общий объем выбросов парниковых газов, включая объем выбросов Scope 1 и Scope 2, принятые меры по сокращению выбросов и возможности, связанные с достижением углеродной нейтральности. При этом раскрытие Scope 3 пока что является опциональным;
  • Предотвращение загрязнения окружающей среды и защита экосистем, включая внедрение системы управления окружающей средой, воздействие и меры по сохранению биоразнообразия, информацию об обращении с отходами и механизм реагирования на чрезвычайные экологические ситуации;
  • Особенности экономики замкнутого цикла, включая цели и планы, достигнутый прогресс в области утилизации отходов, а также информацию, связанную с потреблением энергии и воды;
  • Нарушения в области охраны окружающей среды и административные штрафы или уголовная ответственность, наложенные соответствующими органами.

Биржи также требуют раскрытия основных показателей по S и G частям, таких как гендерное равенство, охрана труда и промышленная безопасность, защита прав человека, структура управления компании, независимость совета директоров и другие.

Тренды в области ESG-отчетности стремительно меняются, отражая переход от формального раскрытия нефинансовой информации к оценке и управлению воздействиями бизнеса. Национальное регулирование естественным образом адаптируется к этим изменениям, вводя новые требования к качеству и сопоставимости нефинансовых данных. В ближайшем будущем такие национальные меры способны вдохновить компании на усиление интеграции ESG-показателей в систему корпоративного управления и стратегического планирования.

В декабре прошлого года Министерство финансов КНР опубликовало проект «Основные принципы раскрытия информации об устойчивом развитии корпораций» для общественного обсуждения, в которых изложены общие требования к раскрытию информации об устойчивом развитии китайскими предприятиями. В основном они соответствуют принципам раскрытия информации Международного совета по стандартам устойчивого развития (ISSB), которые требуют от компаний раскрывать информацию, касающуюся управления, стратегии, рисков и другого.

Также 30 апреля 2025 Министерство финансов КНР выпустило проект климатического стандарта для консультаций, в 2027 году планируется введение руководства по климатическому стандарту, а уже к 2030 году — полный пакет климатического стандарта.

Стоит отметить, что несмотря на схожие принципы раскрытия информации с ISSB, Китай ближе к европейской модели раскрытия (CSRD/ESRS). В отличие от стандарта ISSB, который, в первую очередь, ориентирован на финансовую существенность, руководящие принципы Министерства финансов КНР следуют принципу двойной существенности, который предполагает оценку как влияния ESG-факторов на финансовые результаты компании, так и воздействия самой компании на общество и окружающую среду. Выпуск этих руководящих принципов рассматривается как важный шаг в развитии культуры раскрытия информации в Китае. Он знаменует собой начало реализации плана Министерства финансов КНР по выпуску как общего стандарта раскрытия информации об устойчивом развитии корпораций (на основе МСФО S1), так и стандарта раскрытия информации, связанной с климатом (на основе МСФО S2). Выпуск руководящих принципов заложит основу для создания национальной системы раскрытия информации об устойчивом развитии к 2030 году.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше