Технологии позволяют нам двигаться вперед и готовить студентов к будущему

Как изменился подход к преподаванию на программах МВА с развитием новых технологий

Наталья Краснова
Преподаватель программы МВА «Вызовы будущего» Глобального университета Рыбакова

Эксперт в области управления эффективностью, организационного развития и управления персоналом. Автор и разработчик «Универсального конструктора компетенций»

Наталья Краснова, преподаватель программы МВА «Вызовы будущего» Глобального университета Рыбакова рассказала о влиянии новых технологий на традиционные методы преподавания в программах MBA, какие навыки и компетенции важнее всего для студентов MBA в условиях технологических изменений и что должно быть приоритетом при внедрении новых технологий в программы.

Технологии изменили подход к преподаванию MBA-программ, и я, как преподаватель, наблюдаю эти изменения в режиме реального времени. Сегодня, когда мир движется с молниеносной скоростью, традиционные методы обучения просто не успевают за новыми вызовами и задачами, с которыми сталкиваются как преподаватели, так и студенты. Инновации в сфере искусственного интеллекта, онлайн-платформ и гибридных форматов обучения открыли двери к новым возможностям, делая процесс обучения более гибким и актуальным.

Основные изменения касаются распределения времени на модули и задания. Все больше информации переносится в онлайн-формат, освобождая пространство для практической работы в аудиториях. Мы активно применяем дистанционные форматы, что позволяет оптимизировать учебный процесс. Теория уходит в онлайн, а практическая часть становится более насыщенной, благодаря времени, освобожденному для обсуждений и анализа реальных бизнес-кейсов.

Сложно оценить какая именно технология повлияла сильнее, но я вижу, что сейчас преподаватели все активнее используют и ChatGPT, и другие инструменты искусственного интеллекта, например, в обработке, в сборке данных, в обновлении данных. Я активно использую ИИ для сбора актуальных практик и кейсов, чтобы не тратить свое время на поиск и обработку сотен тысяч международных сайтов, а чтобы на тебя здесь сработал искусственный интеллект.

Одной из ключевых технологий, изменивших подход к обучению, стали онлайн-платформы и сообщества. Мы предоставляем студентам доступ к онлайн-библиотекам и актуальным материалам, что позволяет им экономить свое время. Одной из частей обучения стали и обсуждения в онлайн-чатах, где мы разбираем разные вопросы и поддерживаем постоянный контакт с участниками программ.

Технологии позволяют нам двигаться вперед и готовить студентов к будущему

Современный студент MBA должен обладать гибкостью и готовностью к постоянным изменениям. Инструменты, которые мы изучаем сегодня, могут устареть через полгода, и это требует от нас, преподавателей, непрерывного обновления и адаптации программ. Важно понимать, что образование на MBA не готовит студентов к текущему моменту — оно должно готовить их к будущему, к 2030 году, к 2035 году.

Интерактивность и вовлеченность студентов в процесс обучения также вышли на новый уровень благодаря использованию гибридных форматов и онлайн-инструментов. Мы создаем условия, в которых студенты могут не только усваивать знания, но и практиковаться в их применении в реальных условиях.

Будущее MBA-программ связано с постоянной динамикой и изменениями. Сегодня невозможно разработать программу и «заморозить» ее на несколько лет — она должна быть живым организмом, который меняется и адаптируется под требования времени и бизнеса. Я лично обновляю свои курсы каждый раз перед новым набором студентов, чтобы они получали самые свежие знания и инструменты, применимые на практике. И по-другому здесь никак — чтобы работать на опережение, надо не только бежать, но еще и при этом гибко бежать.

В качестве примера могу привести то, что на нашей программе мы изучаем новые подходы, инструменты к повышению производительности. Ведь невозможно повысить производительность, просто выпустив приказ.  И мы изучаем, как сделать так, чтобы подобрать производительных сотрудников, как их оценить и как выстроить нужную систему мотивации, оплаты труда, чтобы они хотели быть производительными. Такие системные инструменты, возможно, тяжело разрабатывать и внедрять в моменте, но это то, что дает устойчивость на будущее. В этом направлении сегодня основной такой тренд и основной запрос.

Технологии не только облегчают процесс преподавания, но и помогают сделать обучение более эффективным и продуктивным. Они позволяют нам двигаться вперед и готовить студентов к будущему, где гибкость, цифровая грамотность и способность к быстрой адаптации будут играть ключевую роль.