Выплата дивидендов: о чем нужно заранее договориться с партнерами
Ирина Екимовских рассказывает, что предусмотреть в вопросе выплаты дивидендов в партнерском бизнесе
Финансовый эксперт, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», автор экспертных статей, обучающих курсов и опытный спикер
Дивиденды — это реальный результат деятельности предпринимателя в отличие от прибыли, которую он видит только в отчетах. Я провела опрос собственников бизнеса о выплате дивидендов: 80% респондентов ответили, что выплачивают дивиденды, 20% не выплачивают. При этом 37% признались, что в вопросе дивидендов есть зона напряжения с партнерами.
Я на прямом эфире рассказала о выплате дивидендов в партнерском бизнесе. В этой статье делюсь ключевыми моментами.
Выбор бизнес-модели
Первый вопрос, который нужно обсудить партнерам: будет ли это бизнес для себя или на продажу. Если для себя, то это — дивидендная модель, где предполагается прибыль и что собственники получат деньги. Для продажи есть венчурные модели или модели максимальной капитализации, где даже в теории не предполагается прибыль. Суть таких моделей в том, чтобы вырастить бизнес до нужного размера и продать.
При дивидендной модели собственники пристально следят за эффективностью процессов и за чистой рентабельностью, а в модели на продажу важна определенная метрика: доля рынка, количество пользователей и т. д. Соответственно, деньги вкладывают в другие процессы. Яркий пример такой компании — Uber, который вообще не про прибыль, а про охваты и количество пользователей.
Партнерам нужно договориться, как они будут распределять прибыль. Допустим, в начале только 10% прибыли выплачивают в виде дивидендов, а остальные 90% частично реинвестируют и направляют в резервный фонд. Потом компания развивается, и уже 60% прибыли выплачивают дивидендами, а оставшиеся 40% отправляют в фонды. Нужно договориться об этом соотношении и о частоте распределения. По закону можно распределять прибыль не чаще чем раз в три месяца.
Прежде чем принять решение о выплате дивидендов, надо посмотреть на управленческий баланс, где собрано все, что у компании есть: имущество, активы и долги. Разница между имуществом и долгами — это собственный капитал предпринимателя, который теоретически можно распределять. Но не обманывайте себя: если долги компании превышают стоимость ее имущества, то дивидендов вам в ближайшее время не видать. Нужно поставить план по выручке на год и просчитать, сколько денег требуется вложить в оборотный капитал для запланированного роста. А уже остальное можно выплачивать дивидендами.
Дивиденды — это не зарплата
Часто партнеры путают дивиденды и зарплату. Они предполагают, что у владельца бизнеса не может быть зарплаты. Но на самом деле проблему «мне не на что жить» нужно решать платой за труд, то есть зарплатой. Она падает в расходы компании. А дивиденды — это прибыль, которую мы распределяем, их нет в отчете о доходах и расходах.
Платить большую зарплату выгоднее, чем платить такую же сумму дивидендами, потому что эту зарплату вместе со страховыми взносами включают в затраты, и можно сэкономить налог на прибыль, если компания на общей системе налогообложении.
Оценка компании
Выплата дивидендов может положительно влиять на оценку стоимости компании, если мы говорим о материальном бизнесе. Но оценка компании — это только некий якорь. Партнерам нужно договориться о способе оценки бизнеса. Нужно подумать, какой фактор самый значимый: это может быть, например, объем клиентской базы.
Доли в прибыли
Доли в убытках, прибыли и владении — это разные вещи. Например, один инвестор вкладывает деньги в рестораны, а другой партнер ими управляет. Они владеют бизнесом 50% на 50%, но пока инвестор возвращает свои деньги, прибыль делят 80% на 20%. Потом соотношение меняется на 50% на 50%. Затем ресторан много зарабатывает, и мудрый инвестор говорит, что два года еще оставляем так, а потом каждый год доля управляющего партнера в прибыли растет. Это нужно, чтобы мотивировать его.
Договоренности о долях в прибыли и в убытках каждый раз нужно фиксировать письменно. По умолчанию они распределяются пропорционально доле во владении компанией.
Налоговые риски
Важно понимать, что налоговая с особым вниманием следит на бизнесами, у которых доли во владении, например, 50% на 50%, а прибыль распределяется иначе, допустим 80% на 20%. Инспекторы считают это схемой для экономии на налогах. В этом случае придется объяснять и подтверждать деловую цель перераспределения прибыли, чтобы снять вопросы налоговой.
В послании президента еще в феврале появился термин «налоговая мобилизация», это значит, что налоги, особенно на высокие доходы, в нашей стране не будут дешеветь. Уже с 2025 года повысится НДФЛ. Поэтому если у компании сейчас есть 200–500 млн ₽ в бухгалтерском учете и их нужно вывести, то лучше вывести их через дивиденды сейчас, пока ставка НДФЛ 15%. Эти деньги можно вернуть как заем от учредителя под 20–30% годовых и с величины процентов еще сэкономить 6%, если делать это через ИП.
Еще важный момент: дивиденды, особенно в малом бизнесе, могут выплачиваться разными способами — за школу ребенку, за стройматериалы, на покупку дома — на все, что не относится к операционному бизнесу.
Все перечисленные выше договоренности важно устанавливать на определенный период и фиксировать письменно в партнерском соглашении, тогда не возникнет недопонимания и разногласий при распределении прибыли.