5 мифов о переедании
Разбираем популярные мифы о переедании, которые превращают жизнь в изнуряющую борьбу с весом и самим собой
Преподаватель программ «Практическая психология и диетология в работе с нарушениями расстройствами пищевого поведения», «Консультант по коррекции веса и психологии пищевого поведения. Нутрициолог»
Нет силы воли
На мой взгляд, это одно из самых распространенных заблуждений, которое только разрушает самооценку.
Переедание никак не связано с ленью или отсутствием волевых качеств. Большинство людей, находящихся в цикле «диета — срыв», обладают колоссальной выдержкой. Они прекрасно умеют считать калории, взвешивать еду, вести пищевые дневники, так как делали это уже очень много раз, но все равно оказываются в той же точке. Переедание — это не слабость и не потеря контроля, а попытка психики восстановить равновесие после сильного напряжения. Когда человек ест сверх меры, через еду он пытается справиться с тревогой, стрессом, внутренними конфликтами, одиночеством. Еда в этот момент становится быстрым способом отключиться от тяжелых мыслей или эмоций. Когда человек запрещает себе расслабление, отдых, удовольствия и разрешает только контроль, внутри копится напряжение, которое обязательно приведет к пищевому срыву или эмоциональному истощению. В этой ситуации посыл «взять себя в руки» лишь усиливает пищевое желание и чувство вины и ведет к новым срывам, после которых уверенность в себе еще больше падает.
Работа с перееданием начинается не с усиления контроля, а с понимания комплекса причин, как психологических, так и физиологических. Поэтому на программе «Консультант по коррекции веса и психологии пищевого поведения. Нутрициолог» Московского института психоанализа, где я преподаю, мы уделяем этому особое внимание.
Значит, не так сильно хочешь
Представление о том, что, если не получается изменить поведение, значит, просто недостаточно мотивации, загоняет человека в очередную ловушку самокопания и самоосуждения.
Большинство людей, страдающих от перееданий, очень хотят перестать «срываться» и пытаются, порой из последних сил, себя контролировать. Проблема здесь не в самом желании, а в том, что переедание подменяет собой другие, непищевые потребности. Например, помогает справиться с переживаниями, порой даже неосознанными. В результате после очередного срыва вместо поиска конструктивных решений подключается внутренний критик: «Ты не справился, значит, тебе это не особо нужно. Если бы ты по-настоящему хотел (-а), давно бы уже взял (-а) себя в руки». Этот критик еще больше усиливает стресс и портит самооценку.
Пока человек не научится распознавать свои эмоции и проживать их другими способами, его силы воли, мотивации, дисциплины будет недостаточно для сохранения результата, особенно в долгосрочной перспективе.
Надо просто исключить вредные продукты
Запретный плод всегда сладок! Когда какая-то еда становится «запрещенной», потому что она вредная и ее нужно ограничивать, мозг воспринимает ее как особенно ценную.
Срабатывает механизм дефицита: «Если мне чего-то нельзя, значит, этого может больше не быть. Нужно запастись». В итоге нам не просто хочется шоколадку или любимые снэки — мысль о них становится навязчивой. Пока человек держится, он чувствует контроль и гордость за свою силу воли, но как только запрет нарушается (что неизбежно в какой-то момент), включается принцип «все или ничего» и тогда остановиться на одном кусочке уже не получается. После срыва приходит чувство вины и обещание начать новую жизнь с понедельника — цикл повторяется. Так формируются диетические качели, которые только усиливают компульсивное переедание.
Выход не в том, чтобы убрать продукты. Нужно научиться выбирать осознанно: замечать в теле полутона голода и сытости, есть вкусно, сытно, разнообразно, регулярно и с удовольствием.
Один раз объешься — и больше не захочется
К сожалению, на практике чаще всего происходит обратное. После такого эпизода, человек испытывает помимо сильной тяжести в желудке не облегчение, а стыд, вину и отвращение к себе. А обещание «больше никогда» заканчивается практически в то же время, когда уходят физическая боль и тяжесть. И все повторяется снова.
Проблема не в том, что человек не знает, когда ему остановиться, а в том, что он не может этого сделать: в эти минуты он испытывает не физиологический, а эмоциональный голод. Разрушительное влияние такого подхода особенно ярко проявляется при расстройствах пищевого поведения. Решив «объесться напоследок», человек надеется, что снимет таким образом накопившееся напряжение и его «отпустит». Однако момент кратковременного облегчения от иллюзии контроля очень быстро сменяется состоянием самообвинения. Эти мысли порождают новую волну боли и стыда, и еда снова становится способом заглушить ее.
Чтобы перестать переедать, не нужно наказывать себя едой до отвала. Важно, наоборот, научиться слышать сигналы своего тела, чтобы вовремя заботиться о своих потребностях.
Если вес нормальный, проблем с перееданием нет
Многие люди с нормальным весом и фигурой живут в постоянной борьбе с едой. Снаружи — спорт, собранность в питании, контроль, режим, а внутри — тревога, стыд, страх «потерять контроль» и компенсаторное поведение за эпизоды переедания. Со стороны можно даже не заметить, что перед вами человек с расстройством пищевого поведения, который после переедания начинает отрабатывать спортом, разгрузочными днями, слабительными средствами. Здоровые отношения с едой нельзя определить по внешнему виду. Человек, который выглядит нормально, может каждый день вести войну внутри себя, а окружающие будут воспринимать его как эталон железной силы воли.
Если за намерением хорошо выглядеть и правильно питаться стоят напряжение, самокритика, страх еды, стыд за свое тело, вина за лишний съеденный кусок и/или компенсаторное поведение после переедания, это само по себе уже достаточное основание обратиться за помощью.