Коммерческая недвижимость: вклад в качество жизни собственников квартир
Основатель ЛЕТО девелопмент Евгений Фельдман о том, как строить коммерческую недвижимость с заботой о жителях ЖК
Основатель ЛЕТО девелопмент, в прошлом — генеральный директор Acons Development
Что такое коммерческая недвижимость
Коммерческая недвижимость (в простонародье коммерция) применительно к жилым комплексам — это помещения на первых этажах, в которых находятся нужные жителям функции: продуктовые магазины, фитнес-центры, салоны красоты — то, чем все мы регулярно пользуемся.
Зачем она нужна в жилых комплексах
Коммерция носит в ЖК вспомогательную функцию и в первую очередь направлена на обслуживание местных жителей. Сегодня резиденты новых жилых комплексов достаточно требовательны: вся инфраструктура должна быть не просто в пешей, а в шаговой доступности.
Почему девелоперам необходимо строить коммерческую недвижимость
Современные проекты должны учитывать потребности будущих жильцов, особенно если это не точечная, а комплексная застройка. Людям нужно ходить за продуктами, забирать посылки, водить детей в школу, садик и секции, получать другие ежедневные услуги.
Современный ЖК — это микс, собранный для потенциальных покупателей: в нем есть жилье, коммерция, социальная инфраструктура. Люди охотнее выберут квартиру там, где есть все нужное, — для нас это аксиома.
Что должно быть в современном жилом комплексе
Топ-5 функций, которые мы обычно располагаем в ЖК:
- Магазин продуктов. Must have для современного жилого комплекса.
- Функциональное лобби. Это зона ресепшн, в которой расположены кафе или буфет. Пространство, где можно и встречу провести, и перекусить.
- Точки общепита. Если мы работаем над комплексным проектом квартальной застройки, то создаем несколько точек, чтобы у людей был выбор: каждый раз ходить в один и тот же ресторан надоедает.
- Семейная и детская инфраструктура. Центры развития, спортивные секции, частные детские сады.
- Пункты выдачи. Норма нашего времени.
- Фитнес-центр. Его размер зависит от размера проекта.
Это базовые вещи, которые должны быть обязательно. Попутно появляются салоны красоты, цветочные магазины, мелкий ремонт одежды и обуви.
Как к этому вопросу подходит ЛЕТО девелопмент
В первую очередь мы ориентируемся на коммерцию, которая будет обслуживать местных жителей. Опыт у нас уже достаточно большой, так что мы понимаем, что следует размещать поближе ко входу, что подальше, какие площади на что выделять, что должно открываться и размещаться в первую очередь.
Чтобы выяснить потребности местных жителей, мы проводим исследования: спрашиваем резидентов, какие организации им нужны прежде всего. Затем, основываясь на своем опыте, определяем, что и в каком количестве будет представлено в нашем ЖК. Иногда в договоре у отдельных арендаторов мы даже прописываем минимальный обязательный ассортимент.
Когда мы подбираем арендаторов, то стараемся делать так, чтобы их услугами пользовались в первую очередь местные жители, а не генерировался внешний трафик. Понятно, что если открывается хороший ресторан, будут приезжать люди из других районов. Но это уже бонус.
На этом мы не останавливаемся. Два раза в год проводим опрос среди жителей: насколько они удовлетворены работой конкретной инфраструктурной точки. А также ежемесячно проводим аналитику с арендаторов о посещаемости.
Почему ЛЕТО девелопмент не продает коммерческую недвижимость в своих ЖК
Мы глубоко изучили юридическую практику и поняли, что нет достаточно безопасного механизма, при котором мы могли бы продать помещение и при этом зафиксировать хотя бы какой-то минимальный срок его назначения.
Поэтому мы принципиально не продаем первые этажи, а только сдаем их и в дальнейшем внимательно работаем с арендаторами.
ЖК должны быть для будущих жителей комфортным местом, поэтому важно прислушиваться к потребностям резидентов и реализовывать их с максимальной точностью. Одним из способов проявления заботы и является серьезный подход к коммерческой недвижимости.