Эксперт Наринэ Беглярова рассказывает о миграции в другой налоговый орган
Что такое миграция в другой налоговый орган и могут ли в ней отказать? Объясняет управляющий партнер консалтинговой компании Sona Private Consulting
Юрист, Ex-руководитель в налоговых органах
Поможет ли миграция в другой налоговый орган избежать налоговой проверки?
Ни для кого не секрет, что к фирмам, сменившим адрес своего местонахождения, налоговые органы относятся с пристальным вниманием. Помимо действительно объективных экономических причин, переезд также может быть связан с желанием уйти от надвигающейся налоговой проверки, бросить фирму, сделав «слив» на новый адрес и директора.
Даже если смена адреса не мотивирована уходом от ответственности, и фирма нацелена продолжить экономическую деятельность, подобная миграция — весомый повод для проведения мероприятий налогового контроля.
Что такое миграция в другой налоговый орган и почему это может быть опасно
Миграция — это процесс переноса налоговой регистрации и учета налогоплательщика из одного налогового органа в другой в связи с изменением его места нахождения.
При смене адреса, налогоплательщик обязан предоставить в регистрирующий налоговый орган пакет документов с заявлением по форме Р13014. В случае, когда смена адреса сопровождается переходом в юрисдикцию другого Управления ФНС по субъекту, такой же пакет документов с формой Р13014 подается два раза: в прежнюю ИФНС в течение 7 дней с момента принятия решения о переезде (уведомительный этап) и в новую налоговую инспекцию через 20 дней (регистрационный этап).
Однако, при решении о миграции в другой налоговый орган следует помнить, что такое действие включено налоговыми органами в критерии самостоятельной оценки рисков проведения выездных налоговых проверок. Причем, особое внимание вызывают юридические лица, сменившие адрес более двух раз, а также те, кто собирается осуществить переезд в период проведения налоговой проверки.
Отказ в миграции — такое возможно?
Да, отказ в миграции из одного налогового органа в другой вполне возможен. Причем мотивирован отказ может быть как объективными причинами, так и субъективными — от формальных ошибок до более серьезных, таких как, например, доказательство приобретения массового юридического адреса.
Приведу основные причины отказа ИФНС:
- При оформлении документов допущены ошибки.
- Компания приобрела массовый адрес регистрации, то есть тот, на котором зарегистрировано множество юридических лиц, без фактического нахождения.
- Некорректное указание в ходатайстве адресных ориентиров объекта нежилой недвижимости: например, неверно указан этаж, комната, офис
- В результате проверки обнаружено, что у арендодателя не заключен договор аренды с налогоплательщиком.
Стоит указать важную деталь, что сам отказ налоговых органов несет сухой и чисто формальный характер. Например, вам могут ответить так: «у регистрационного органа имеются документально подтвержденные сведения о недостоверности адреса местонахождения», «расхождение данных в представленной заявителем документации с данными, указанными в правоустанавливающих документах» или «на момент проведения проверки деятельность организации и связь с исполнительным органом не обнаружены» и т.п.
Миграция в ходе КНП
Согласно ст. 30 НК РФ изменение адреса учета налогоплательщика никак не влияет на его правоотношения с налоговой, так как налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае, если налоговая декларация подана в прежнюю инспекцию и это совершено еще до внесения в ЕГРЮЛ информации о новом юридическом адресе, то проведение камеральной проверки остается за прежней инспекцией, как и вынесение решения по итогам проверки.
Если по результатам проверки необходимо оплатить доначисления (штраф, пени, сбор) — требование может выставить уже новая инспекция. Соответственно, сведения о наличии задолженности перед налоговым органом актуализируются в автоматическом режиме.
Согласно постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2009 № А33-7868/08-Ф02-723/09 если прежняя налоговая инспекция провела проверку и вынесла решение по ее результатам, тогда вторая имеет право выставить требования уплатить штраф (налог, пени, сбор). Но, если требование было выставлено прежней инспекцией, то новая уже не вправе этого делать повторно (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.10.2008 № Ф08-5907/2008).
Смена адреса в ходе ВНП
ФНС прекрасно осведомлена о достаточно частых случаях, когда недобросовестные налогоплательщики с целью избежать налоговой проверки и последующие нежелательные выплаты вследствие совершения правонарушений, прибегают к миграции из одного налогового органа в другой. Более того, это закреплено юридически — один из критериев для проведения выездной налоговой проверки является именно миграция (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333)
Также стоит упомянуть еще раз, что особое внимание у налоговых органов вызывают те юридические лица, которые с момента создания фирмы меняли адрес более двух раз, а также те, кто пытался совершить миграцию во время проведения выездной налоговой проверки.
Согласно письму Минфина России от 05.05.12 № 03-02-07/1-110 и от 23.03.12 № 03-02-07/1-68, ФНС России от 13.09.12 № АС-4-2/15309 смена адреса не является помехой для проведения выездной налоговой проверки, если решение о проведении было вручено до внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса.
Также не получится отменить и приостановить выездную налоговую проверку в случае, если смена адреса осуществляется непосредственно во время проведения этой проверки (письмо ФНС России от 18.11.10 № АС-37-2/15853).
Стоит подчеркнуть, что ФНС активно агитирует территориальные налоговые органы требовать дисквалификации некоторых заявителей (Письмо ФНС РФ от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации»). На практике дисквалификация заявителей достигается при содействии или попустительстве самих же заявителей. Дело в том, что нередки случаи, когда они либо сами признают все обвинения налоговых органов, либо не высказывают возражений на них, а суд расценивает это в качестве признания вины.
Поведем итоги: возможно ли минимизировать риски при миграции в другой налоговый орган?
Какую бы цель не преследовала фирма, миграция — это весомый повод для ФНС внимательней присмотреться к данному юридическому лицу, а после — инициировать проведение мероприятий налогового контроля. Поэтому, чтобы избежать многих рисков, к переезду нужно заранее подготовиться:
- Проведите сверку по налогам и сборам со своей старой налоговой и другими внебюджетными фондами. Если выявлены долги или переплаты, их желательно погасить.
- В обязательном порядке актуализируйте сведения о наличии приостановлений операций по счетам, а также по направленным инкассовым поручениям в ваш адрес. При миграции в новый налоговый орган, подобного рода ограничения от старой инспекции будет в разы сложнее отменить.
- Проверьте сведения для подачи в ЕГРЮЛ. Убедитесь, что новый адрес реальный, обратите внимание на статус руководителя и учредителей компании.
- Подайте отчетность в старую инспекцию до того, как сведения в реестре будут обновлены. Это позволит избежать потенциальных штрафов за несоблюдение порядка сдачи отчетности.
- После миграции в новый налоговый орган представьте уточненные налоговые декларации по всем открытым КНП во избежание вынесения актов от старого налогового органа.
- Не стоит забывать, что Федеральная Налоговая служба имеет единую систему электронного документооборота, которая позволяет ей оперативно обмениваться информацией между инспекциями.
Таким образом, каждый случай миграции требует индивидуального подхода и анализа конкретных обстоятельств и рисков. Для принятия решения о переезде желательно обратиться к налоговым консультантам, которые смогут оценить ситуацию и помочь принять наиболее оптимальное решение с точки зрения налогообложения и минимизации возможных рисков.