Упаковка, маркировка и таможня: как избежать задержек и конфискаций груза

О том, как правильно упаковывать и маркировать груз, чтобы избежать проблем, рассказывает Олег Черников. генеральный директор Независимой Сервисной Компании

Олег Черников
Генеральный директор Независимой Сервисной Компании

Опытный практик. Говорит на языке кейсов, конкретных примеров и цифр. Анализирует ситуацию не только с точки зрения российского бизнеса, но и с точки зрения глобальных рынков и логистических цепочек.

В международной логистике существует простое правило: стоимость исправления ошибки в документации или маркировке в момент таможенного оформления в разы превышает затраты на своевременную подготовку документов.

Многие компании, фокусируясь на юридических и финансовых аспектах внешнеэкономической деятельности, недооценивают «физическое» воплощение груза — его упаковку и маркировку. А между тем, именно они являются ключевым фактором, определяющим скорость, стоимость и саму возможность пересечения границы. Неправильная маркировка — это прямое основание для задержки, штрафа и даже конфискации товара, даже если все остальные документы в идеальном порядке.

Почему маркировка — это не «бумажная» работа, а элемент безопасности

Таможенные органы видят в маркировке не просто таблицу с информацией, а инструмент идентификации и контроля. Ее отсутствие или несоответствие нормативам трактуется как попытка затруднить проведение проверки или ввести в заблуждение инспектора, что автоматически вызывает подозрения и ведет к полному досмотру. Даже если ваш груз оформлен правильно, оплачен, на него есть все необходимые документы и с ним в принципе все в порядке — неправильная маркировка может стать источником проблем.

Ключевые риски некорректной маркировки

  • Задержка груза. Время — деньги. Каждый день простоя на складе временного хранения — это прямые убытки.
  • Штрафы. Нарушение правил маркировки влечет административную ответственность, в том числе и денежные штрафы как для компании-отправителя, так и для перевозчика.
  • Конфискация товара. В случаях, когда невозможно установить страну происхождения или идентифицировать отправителя/получателя, груз может быть конфискован.
  • Повреждение груза. Отсутствие специальной маркировки, например, «Хрупкое», ведет к неправильному обращению с транспортной упаковкой  и порче товара.

Уровни безупречной маркировки

Чтобы минимизировать риски, маркировка должна быть комплексной и соответствовать строгим стандартам — ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» и ГОСТ Р 51474-99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами».

Основная маркировка, обязательная для всех грузов — это минимально необходимый набор данных, который должен быть нанесен на каждое грузовое место четко, разборчиво и на языке, понятном для участников перевозки — как правило, английском или языке страны назначения. К ней относятся:

  • страна происхождения груза, например, «Made in Russia»;
  • наименование и полный адрес отправителя;
  • наименование и полный адрес получателя;
  • количество грузовых мест в партии и порядковый номер места, к примеру, «Место 1 из10»;
  • номер контракта, заказа или транспортной накладной — CMR, AWB и т.д.;
  • вес брутто и нетто в килограммах;
  • габаритные размеры места —длина, ширина, высота в сантиметрах.

Специальная маркировка применяется  для товаров с особыми свойствами. Этот вид опознавательных знаков критически важен для безопасной перевозки и является предметом пристального внимания контролирующих органов. Ее правила регламентированы международными соглашениями в зависимости от вида транспорта:

  • для автомобильных перевозок опасных грузов: ДОПОГ (ADR) — требуются знаки опасности, классификационные коды и надписи;
  • для железнодорожных перевозок: СМГС — аналогичные знаки и коды, адаптированные под ж/д стандарты;
  • для морских перевозок: МОПОГ — специальные ярлыки и маркировка, учитывающие специфику морского транспорта;
  • для авиаперевозок: ICAO и IATA — самые строгие нормы, включающие детализированную информацию об опасных свойствах груза.

Отсутствие специальной маркировки для опасных грузов приравнивается к сокрытию их свойств и влечет за собой максимально строгую ответственность.

Дополнительная маркировка для сохранности груза —  пиктограммы и надписи, которые напрямую влияют на физическую сохранность товара, инструктируя грузчиков и логистов. Наиболее распространенные примеры:

  • Хрупкое. Осторожно
  • Беречь от влаги
  • Скоропортящийся груз
  • Верх, не кантовать
  • Крюками не брать

Игнорирование этого пункта ведет к росту страховых случаев и претензий по качеству.

Понятная, полная и прозрачная маркировка вашего груза ускоряет процесс его оформления и снижает до минимума основания для претензий со стороны таможенных органов. Уделяя внимание качественной упаковке и безупречной маркировке, компании делают своих логистические цепочки предсказуемыми и защищают бизнес от непредвиденных и существенных финансовых потерь на границе. 

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше