«Высшее образование становится прикладным и дает возможность выбора»

Минобрнауки России стремится развивать молодежное предпринимательство за счет расширения спектра возможностей для самореализации студентов

Ольга Серебрянникова
Эксперт федерального проекта Минобрнауки России «Платформа университетского технологического предпринимательства»

Директор Проектного офиса по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России

Сегодня все чаще звучит тезис о том, что обучение в вузах должно становится максимально практироориентированным, а студентам активно предлагают осваивать также предпринимательские компетенции. Как это коррелирует с основными образовательными программами?

В настоящее время все образовательные программы, в числе прочего, формируют универсальные компетенции, которые связаны с развитием проектного мышления, формированием команды, выстраиванием коммуникаций. Единственное, чего у нас нет напрямую, — компетенций, связанных с формированием предпринимательских навыков. Но это направление реализуется через профессиональные компетенции, которые образовательные организации при разработке основных образовательных программ могут включать с учетом профилей подготовки и понимания собственных стратегии развития.

На сегодняшний момент в каждой образовательной программе, действительно, необходимо создавать индивидуальные траектории, должна быть возможность выбора дисциплин студентами в соответствии с их предпочтениями. И в этом плане многие образовательные программы включают трек по формированию предпринимательских компетенций, разработке стартап-проектов, предпринимательских проектов и их продвижения. Не только в части технологического предпринимательства, но и в целом предпринимательства, как достаточно широкой сферы.

Наша задача — предоставить современным студентам максимально широкий спектр возможностей для самореализации, чтобы они могли делать осознанный выбор. Технологическое предпринимательство — один из возможных и очень перспективных векторов, но чтобы двигаться в этом направлении, нужно не просто понимать, что это, но и иметь возможность попробовать. И для этого существует целый набор инструментов.

В последнее время мы с коллегами начали формировать и упаковывать в единую логику мероприятия, которые проводятся в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» и программы «Стартап как диплом», индивидуальные практики, которые есть в университетах, в целом мероприятия, которые реализуются в рамках Стратегии молодежной политики РФ. Важно, чтобы они дополняли и уточняли друг друга, при этом не перегружали студентов.

В каких форматах реализуются мероприятия, которые формируют предпринимательские компетенции?

Они могут быть разные. В основных образовательных программах мы выделяем модули и дисциплины, которые рассказывают о том, что такое предпринимательство, показывают, что это, прежде всего, про новации и создание нового, помогают сформировать нужные навыки.

Предусматриваются также форматы междисциплинарных проектов, которые дают возможность ребятам объединять знания по разным дисциплинам и собирать их в единый проект, пробовать и практически реализовать отдельные элементы разработки.

Дополнительно ребята могут наращивать компетенции в рамках внеучебной деятельности. Это, например, такие мероприятия, как кейс-чемпионаты, хакатоны, форумные кампании, образовательные интенсивы, конкурсы, акселерационные программы.

Мы активно приглашаем преподавателей-практиков, именно предпринимателей, имеющих опыт реализации проектов, серийных предпринимателей, которые разбирают конкретные примеры. Такие занятия проходят в формате интерактивов, диалогов, решения практических кейсовых задач, чтобы студенты уже на лекциях и семинарских занятиях получали навыки и обратную связь.

Плюс сейчас в образовании все больше внедряются интерактивные форматы. Проводятся тренинги, поощряется разработка собственных проектов, в рамках которых студенты работают с наставниками, экспертами, менторами. И это максимально влияет на результат и эффективность разработки проекта.

Как в дальнейшем студенты, молодые технологические предприниматели интегрируются в бизнес-сообщество?

Мы видим, что ребята и университет находится не в вакуумной истории. Есть предпринимательское сообщество, экспертное сообщество, которое сейчас активно должно вовлекаться в реализацию образовательных программ. Университеты этим пользуются — они согласны, что через такую коммуникацию ребята лучше понимают, что можно дальше разрабатывать, а что не полетит. Без внешней экспертизы это очень сложно сделать — и в этом плане мы в рамках образовательной деятельности должны им помочь. 

С 2017 года Минобрнауки России запущена программа «Стартап как диплом». Университеты, которые ее реализуют, создают практикоориентированные образовательные программы, в рамках которых на протяжении освоения всех дисциплин у ребят формируются необходимые компетенции. Они разрабатывают различные кусочки стартап-проектов, в итоге делают сборку и защищают проект в формате «стартап как диплом». И тем самым показывают, чему научились, какой путь прошли.

В процессе работы над стартапом у них есть возможность прощупать аудиторию, набить шишки, провести работу над ошибками — и это, кстати, важная часть этих образовательных программ, чтобы в дальнейшем будущие предприниматели не боялись делать первые шаги.

Мы стремимся также к тому, чтобы ребята могли защищать диплом в команде. Сейчас есть запрос на формирование кросс-функциональных команд, когда студенты с разных направлений подготовки могут объединиться в одну команду и совместно искать различные гипотезы, формировать свою насмотренность и отрабатывать гипотезы на тех курсах, которые они проходят в рамках основной образовательной программы. Мы делаем мостик к тому, что наше образование становится прикладным, практикоориентированным, дает возможность выбора.

Здесь важно, в том числе, и постдипломное сопровождение: куда ребята будут выходить, где они будут реализовывать свои проекты, и насколько эти условия готовы к принятию таких идей, проектов и, соответственно, их потенциала для масштабирования.

Какая доля студентов, защитивших диплом в форме стартапа, действительно всерьез занимаются предпринимательством?

По результатам мониторинга 2024 года могу сказать, что примерно 52,8% ВКР (выпускных квалификационных работ) соответствуют основным направлениям социально-экономического развития регионов, в которых защищались, и интересны местному бизнесу. Это хороший старт: мы уже по окончании университета получаем активного участника экономических отношений.

Параллельно с получением образования ребята также активно пользуются мерами поддержки, в том числе в рамках получения грантов Фонда содействие инновациям посредством участия в конкурсе «Студенческий стартап». Это дает им возможность попробовать открыть свое юридическое лицо и уже в дальнейшем выстраивать политику получения инвестиций.

Я считаю, что программа «Стартап как диплом» — это хороший старт, возможность уже на начальном этапе включать молодых ребят в активную предпринимательскую повестку и давать возможность с учетом всех мер поддержки, которые сейчас есть у государства в отношении разработки студенческих проектов, запускать свой бизнес еще до окончания университета.

Могут ли студенты, защитившие диплом в виде стартапа, в дальнейшем продолжить развивать его в рамках Платформы?

Программа «Стартап как диплом» реализуется и на уровне бакалавриата, и на уровне магистратуры. Если студенты заканчивают бакалавриат, чаще всего, они поступают дальше в магистратуру и дорабатывают свой проект, в том числе могут продолжать пользоваться мерами поддержки в рамках Платформы: подавать заявки на конкурс «Студенческий стартап», участвовать в акселерационных программах, возможно, в дальнейшем взаимодействовать со стартап-студиями.

Насколько, по вашим оценкам, предпринимательские компетенции будут востребованы в будущем в нашей стране?

Предпринимательские навыки, как способность создавать инновации, модифицировать то, что нас окружает, решать проблемы, которые стоят в экономике и в социальных отношениях в регионах, — достаточно востребованные компетенции. Любая предпринимательская деятельность по созданию проекта формирует и умение коммуницировать, и способность доносить информацию, и понимание, кому и как нужна она нужна. Это большая ценность — активная позиция и способность продвигать интересы своей страны как внутри, так и за ее пределами.

Внутри программы «Стартап как диплом» мы с 2022 года фиксируем ежегодный прирост участников: в нее уже вовлечен 171 университет. В прошлом году 3 337 студентов защитили 2 378 проектов. Растет число групповых проектов, а это потенциально те кросс-функциональные команды, которые нужны и корпоративным участникам, и региону. Они способны развивать свои проекты в дальнейшем при поддержке институтов развития, которые у нас на сегодняшний момент действуют и активно решают задачи социально-экономического развития Российской Федерации.

Поэтому, естественно, предпринимательские компетенции — это максимально востребованные компетенции и, как обычно говорят, они входят в перечень компетенций будущего.