«Высшее образование становится прикладным и дает возможность выбора»
Минобрнауки России стремится развивать молодежное предпринимательство за счет расширения спектра возможностей для самореализации студентов
Директор Проектного офиса по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России
Сегодня все чаще звучит тезис о том, что обучение в вузах должно становится максимально практироориентированным, а студентам активно предлагают осваивать также предпринимательские компетенции. Как это коррелирует с основными образовательными программами?
В настоящее время все образовательные программы, в числе прочего, формируют универсальные компетенции, которые связаны с развитием проектного мышления, формированием команды, выстраиванием коммуникаций. Единственное, чего у нас нет напрямую, — компетенций, связанных с формированием предпринимательских навыков. Но это направление реализуется через профессиональные компетенции, которые образовательные организации при разработке основных образовательных программ могут включать с учетом профилей подготовки и понимания собственных стратегии развития.
На сегодняшний момент в каждой образовательной программе, действительно, необходимо создавать индивидуальные траектории, должна быть возможность выбора дисциплин студентами в соответствии с их предпочтениями. И в этом плане многие образовательные программы включают трек по формированию предпринимательских компетенций, разработке стартап-проектов, предпринимательских проектов и их продвижения. Не только в части технологического предпринимательства, но и в целом предпринимательства, как достаточно широкой сферы.
Наша задача — предоставить современным студентам максимально широкий спектр возможностей для самореализации, чтобы они могли делать осознанный выбор. Технологическое предпринимательство — один из возможных и очень перспективных векторов, но чтобы двигаться в этом направлении, нужно не просто понимать, что это, но и иметь возможность попробовать. И для этого существует целый набор инструментов.
В последнее время мы с коллегами начали формировать и упаковывать в единую логику мероприятия, которые проводятся в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» и программы «Стартап как диплом», индивидуальные практики, которые есть в университетах, в целом мероприятия, которые реализуются в рамках Стратегии молодежной политики РФ. Важно, чтобы они дополняли и уточняли друг друга, при этом не перегружали студентов.
В каких форматах реализуются мероприятия, которые формируют предпринимательские компетенции?
Они могут быть разные. В основных образовательных программах мы выделяем модули и дисциплины, которые рассказывают о том, что такое предпринимательство, показывают, что это, прежде всего, про новации и создание нового, помогают сформировать нужные навыки.
Предусматриваются также форматы междисциплинарных проектов, которые дают возможность ребятам объединять знания по разным дисциплинам и собирать их в единый проект, пробовать и практически реализовать отдельные элементы разработки.
Дополнительно ребята могут наращивать компетенции в рамках внеучебной деятельности. Это, например, такие мероприятия, как кейс-чемпионаты, хакатоны, форумные кампании, образовательные интенсивы, конкурсы, акселерационные программы.
Мы активно приглашаем преподавателей-практиков, именно предпринимателей, имеющих опыт реализации проектов, серийных предпринимателей, которые разбирают конкретные примеры. Такие занятия проходят в формате интерактивов, диалогов, решения практических кейсовых задач, чтобы студенты уже на лекциях и семинарских занятиях получали навыки и обратную связь.
Плюс сейчас в образовании все больше внедряются интерактивные форматы. Проводятся тренинги, поощряется разработка собственных проектов, в рамках которых студенты работают с наставниками, экспертами, менторами. И это максимально влияет на результат и эффективность разработки проекта.
Как в дальнейшем студенты, молодые технологические предприниматели интегрируются в бизнес-сообщество?
Мы видим, что ребята и университет находится не в вакуумной истории. Есть предпринимательское сообщество, экспертное сообщество, которое сейчас активно должно вовлекаться в реализацию образовательных программ. Университеты этим пользуются — они согласны, что через такую коммуникацию ребята лучше понимают, что можно дальше разрабатывать, а что не полетит. Без внешней экспертизы это очень сложно сделать — и в этом плане мы в рамках образовательной деятельности должны им помочь.
С 2017 года Минобрнауки России запущена программа «Стартап как диплом». Университеты, которые ее реализуют, создают практикоориентированные образовательные программы, в рамках которых на протяжении освоения всех дисциплин у ребят формируются необходимые компетенции. Они разрабатывают различные кусочки стартап-проектов, в итоге делают сборку и защищают проект в формате «стартап как диплом». И тем самым показывают, чему научились, какой путь прошли.
В процессе работы над стартапом у них есть возможность прощупать аудиторию, набить шишки, провести работу над ошибками — и это, кстати, важная часть этих образовательных программ, чтобы в дальнейшем будущие предприниматели не боялись делать первые шаги.
Мы стремимся также к тому, чтобы ребята могли защищать диплом в команде. Сейчас есть запрос на формирование кросс-функциональных команд, когда студенты с разных направлений подготовки могут объединиться в одну команду и совместно искать различные гипотезы, формировать свою насмотренность и отрабатывать гипотезы на тех курсах, которые они проходят в рамках основной образовательной программы. Мы делаем мостик к тому, что наше образование становится прикладным, практикоориентированным, дает возможность выбора.
Здесь важно, в том числе, и постдипломное сопровождение: куда ребята будут выходить, где они будут реализовывать свои проекты, и насколько эти условия готовы к принятию таких идей, проектов и, соответственно, их потенциала для масштабирования.
Какая доля студентов, защитивших диплом в форме стартапа, действительно всерьез занимаются предпринимательством?
По результатам мониторинга 2024 года могу сказать, что примерно 52,8% ВКР (выпускных квалификационных работ) соответствуют основным направлениям социально-экономического развития регионов, в которых защищались, и интересны местному бизнесу. Это хороший старт: мы уже по окончании университета получаем активного участника экономических отношений.
Параллельно с получением образования ребята также активно пользуются мерами поддержки, в том числе в рамках получения грантов Фонда содействие инновациям посредством участия в конкурсе «Студенческий стартап». Это дает им возможность попробовать открыть свое юридическое лицо и уже в дальнейшем выстраивать политику получения инвестиций.
Я считаю, что программа «Стартап как диплом» — это хороший старт, возможность уже на начальном этапе включать молодых ребят в активную предпринимательскую повестку и давать возможность с учетом всех мер поддержки, которые сейчас есть у государства в отношении разработки студенческих проектов, запускать свой бизнес еще до окончания университета.
Могут ли студенты, защитившие диплом в виде стартапа, в дальнейшем продолжить развивать его в рамках Платформы?
Программа «Стартап как диплом» реализуется и на уровне бакалавриата, и на уровне магистратуры. Если студенты заканчивают бакалавриат, чаще всего, они поступают дальше в магистратуру и дорабатывают свой проект, в том числе могут продолжать пользоваться мерами поддержки в рамках Платформы: подавать заявки на конкурс «Студенческий стартап», участвовать в акселерационных программах, возможно, в дальнейшем взаимодействовать со стартап-студиями.
Насколько, по вашим оценкам, предпринимательские компетенции будут востребованы в будущем в нашей стране?
Предпринимательские навыки, как способность создавать инновации, модифицировать то, что нас окружает, решать проблемы, которые стоят в экономике и в социальных отношениях в регионах, — достаточно востребованные компетенции. Любая предпринимательская деятельность по созданию проекта формирует и умение коммуницировать, и способность доносить информацию, и понимание, кому и как нужна она нужна. Это большая ценность — активная позиция и способность продвигать интересы своей страны как внутри, так и за ее пределами.
Внутри программы «Стартап как диплом» мы с 2022 года фиксируем ежегодный прирост участников: в нее уже вовлечен 171 университет. В прошлом году 3 337 студентов защитили 2 378 проектов. Растет число групповых проектов, а это потенциально те кросс-функциональные команды, которые нужны и корпоративным участникам, и региону. Они способны развивать свои проекты в дальнейшем при поддержке институтов развития, которые у нас на сегодняшний момент действуют и активно решают задачи социально-экономического развития Российской Федерации.
Поэтому, естественно, предпринимательские компетенции — это максимально востребованные компетенции и, как обычно говорят, они входят в перечень компетенций будущего.