SIGMA 9 декабря 2025

Российская логистика: вызовы и пути трансформации

Почему российская логистика переживает не просто спад, а структурную перестройку и что ждет рынок завтра

Татьяна Патужная
Сооснователь и генеральный директор логистической компании SIGMA

Сооснователь логистической компании SIGMA

Мультимодальный спад: кризис спроса и новые границы

Логистика — точный барометр экономики. И его показатели сегодня говорят о непростых временах. Ни для кого не секрет, что объемы грузоперевозок снижаются не только в автомобильном секторе, но и во всех остальных — морском и железнодорожном. Что касается авиационного, то он и до этого был редким, дорогим и не особенно пользующимся спросом направлением в логистике. Причины этого мультимодального спада лежат в двух плоскостях:

  • Политические барьеры. Они кардинально изменили привычную географию поставок, вынудив целые отрасли искать новые, зачастую более длинные и дорогие маршруты. Логистические цепочки, выстраивавшиеся десятилетиями, оказались разорваны, что не могло не сказаться на общих объемах.
  • Экономические факторы. Российская экономика столкнулась не с ожидаемым охлаждением, а с «переохлаждением». Критическое падение спроса со стороны производственного сектора вынуждает предприятия переходить на четырехдневную рабочую неделю. Меньше производства — меньше грузов. Хотя Банк России, начиная с июня, уже несколько раз снижал ключевую ставку, кардинальных перемен в экономике это пока не принесло.

Демпинг как симптом: опасная игра с тарифами

Естественной, но рискованной реакцией рынка на избыток предложения и падение спроса стало снижение тарифов на автоперевозки. Для многих игроков это отчаянная попытка сохранить операционную деятельность и хоть как-то загрузить парк. 

Однако здесь отрасль подходит к опасной черте. Демпинг — это не стратегия, а симптом отчаяния. Работа в ноль или в минус ради сохранения клиента или рыночной доли подрывает основы всего бизнеса. В таких условиях невозможно инвестировать в обновление парка, в цифровизацию, в качество сервиса. Ключевой вызов для лидеров отрасли сегодня — не вступить в ценовую войну, а найти в себе силы для диалога и сотрудничества. Необходимо сохранять партнерские отношения, ведь только вместе можно увеличить ценность услуг и перевести разговор с клиентом из плоскости цены в плоскость надежности, предсказуемости и комплексных решений.

Железнодорожный тупик: системные пробуксовки

Железная дорога, традиционно являвшаяся основой российской логистики, сегодня «страдает» от тех же глобальных факторов. Но к ним добавляются и внутренние системные проблемы. Главный тормоз — отсутствие бесшовного взаимодействия в цепочке «перевозчик-экспедитор-собственник подвижного состава». 

Несогласованность их работы, разрозненность данных и зачастую противоречащие друг другу интересы создают дефицит или профицит подвижного состава и снижают гибкость и привлекательность железнодорожного транспорта в глазах клиента.

Нет проблем — есть сложные задачи

Профессионалы слово «проблемы» стараются не использовать. Бывают сложные задачи, с которыми необходимо справиться. И текущий кризис — именно такая задача.

Ее решение лежит в плоскости профессионализма, опыта и теоретических знаний. Отрасли необходимы:

  • Глубокая цифровизация для повышения прозрачности и управляемости цепочек.
  • Развитие мультимодальности как способа гибко и оптимально выстраивать маршруты в новых реалиях.
  • Фокус на операционной эффективности внутри компаний, чтобы снижать издержки не за счет демпинга, а за счет smart-решений.

Рынку необходимо перестроиться, адаптироваться к новой географии и научиться работать в условиях низкого спроса без саморазрушительного демпинга. 

История движется по спирали. Сегодняшний дисбаланс груза и транспорта — не первое и не последнее испытание для логистики. Уже есть некоторые сигналы восстановления — индекс ATI.SU за последние 4 недели показывает рост в 0,3%.

Это дает основание для осторожного оптимизма — возможно, завтра будет лучше, чем вчера. Но это «завтра» будет принадлежать тем, кто сегодня не борется с конкурентами, а ищет внутренние резервы, выстраивает надежные партнерские цепочки и сохраняет веру в свой профессионализм. Российская логистика не просто переживает спад — она проходит болезненную, но необходимую трансформацию, которая определит ее контуры на годы вперед.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше