«Инносети» 11 октября 2023

Артем Ефимов: «Автоматизация — это важная точка роста для бизнеса»

«Инносети» о рынке InsurTech, трендах и перспективах цифрового страхования в логистике, и предстоящей конференции «InnoConf Логистика»

Артем Ефимов
Генеральный директор ИТ-компании «Инносети»

Имеет более 15 лет опыта успешной реализации проектов в области страхования и логистики. Обладает глубокими знаниями в продуктовом маркетинге, стратегическом планировании и управлении продуктами.

Новые технологии меняют нашу жизнь и определяют пути развития в самых разных сферах бизнеса, в том числе и на рынке страхования. Цифровизация и новые разработки в этом сегменте, которые получили название InsurTech, упрощают жизнь страховщиков и их клиентов, экономят время и деньги.

О том, какие технологии используются на рынке страхования грузоперевозок и как InsurTech меняет этот рынок, мы поговорили с Артемом Ефимовым, генеральным директором калининградской IT-компании «Инносети».

Артем, для начала расскажите, как за последние годы изменился рынок страхования грузоперевозок. 

Он сильно вырос. Из-за трансформации отрасли за последние три-пять лет страхование стало важнейшей потребностью всех логистических компаний. Сегодня без него уже не обходится ни один сегмент — ни курьерские службы, ни посылочный бизнес, ни транспортировка грузов. 

Как следствие, представители страхового рынка, особенно крупные игроки, обратили особое внимание на страхование грузоперевозок. Это направление стало для многих стратегически важным, поэтому на его развитие направляются значительные инвестиции.

Одна из важнейших составляющих этого развития — новые технологии, которые должны облегчать сотрудничество между страховыми компаниями и их клиентами и делать его более эффективным. Именно разработкой таких инновационных решений мы и занимаемся.

Наверное, на эти процессы повлияла пандемия?

Конечно, она сказалась и на логистических процессах, и на потребностях работающих в этой сфере компаний. Спрос на страховку подскочил. Однако было бы неверным утверждать, что именно пандемия стала причиной изменений. Они бы и так произошли, просто это заняло больше времени. Собственно, то же самое можно наблюдать и в других отраслях, например, в онлайн-торговле.

Из-за роста спроса спектр требований к страховщикам становится все шире. Компаниям, которые предоставляют такие услуги, приходится больше средств выделять на то, чтобы соответствовать запросам своих клиентов. Стремительно увеличивается и операционная нагрузка на страховщиков. Теперь урегулированием претензий в таких компаниях занимаются большие департаменты, тогда как раньше для этой работы хватало небольших отделов. 

Поэтому меняются и цены для клиентов, и размеры страховых выплат. Расчет стоимости полисов становится более индивидуальным. Без автоматизации процессов справляться с такой нагрузкой было бы крайне сложно. 

Здесь в дело и вступает InsurTech? На каком уровне развития находится этот рынок в России? 

Пока что в России не сформировался самостоятельный рынок InsurTech. Его задачи у нас выполняют IT-компании вместе со страховщиками. Последние стали кратно больше инвестировать в информационные технологии, а некоторые сами начали сами погружаться в эти процессы и, по сути, отчасти превратились в «айтишные». Многие из них соперничают в сфере IT даже больше, чем в страховых продуктах. Все это меняет достаточно консервативный страховой сегмент — он обрастает новыми подходами, ценностями, методами продвижения и продаж.

К слову, подробнее об этом мы будем говорить 1 ноября в Москве на конференции «InnoConf Логистика: Кейсы. Партнеры. Решения». 

Вы проводите конференцию? Это открытое мероприятие?

Да, мы организуем первую в России специализированную конференцию, на которой расскажем о рынке InsurTech и трендах в цифровом страховании грузоперевозок. Мероприятие открытое, пройдет в Центре событий РБК, в Москве. Мы приглашаем к участию представителей федеральных и региональных страховых и транспортных компаний. Регистрация для участников будет открыта с 17 октября на сайте нашей компании или на сайте РБК Конференции. Программа ожидается достаточно насыщенной. Среди спикеров заявлены крупнейшие игроки страхового рынка из «СберСтрахования», «Ренессанс Страхования», «АльфаСтрахования», «Ингосстраха» и других. Плюс ведущие страховые компании в сфере грузоперевозок поделятся кейсами года и интересными цифрами. Надеюсь, у нас получится отличный старт, и конференция станет для рынка ежегодной. 

Какова же роль компании «Инносети» во всех этих кейсах и других процессах? 

Мы — IT-компания, которая создает инфраструктурные сетевые решения для рынка страхования, в том числе грузоперевозок. Автоматизируем и сопровождаем процессы страховых компаний и их продуктов. В этом нам помогает наша обширная экспертиза — как в вопросах страхования, так и в сфере логистики. Часть нашей команды раньше работала в первой из этих отраслей, а другая — во второй. 

«Инносети» на рынке уже больше пяти лет, то есть мы практически с самого начала погружены в те изменения, которые переживает рынок логистики и страховки. Заметили, как они формируют у сторон новые потребности, и решили создать продукт, который бы их удовлетворял. Так появился сервис для автоматизации процессов страхования в цифре.

Речь про платформу «Цунами»? Расскажите, для чего она нужна?

Да. Пять лет назад мы начали разработку индивидуального расчета тарифов. Сегодня это флагманский продукт компании «Инносети» ― платформа для сопровождения цифрового страхования грузоперевозок «Цунами». 

В числе первых доступных модулей был скоринг. Позже появился модуль урегулирования. Они оба помогли продвинуться в сторону соответствия новым ценностям, которых придерживаются крупные иностранные компании.

Раньше процесс урегулирования страховых убытков занимал несколько месяцев. Но сегодня такие сроки никого не устраивают. Как и в других сферах, в сегменте страхования хочется решать все проблемы здесь и сейчас, в режиме онлайн.

Поэтому наши решения актуальны не только для грузоперевозок, но и для страхования финансовых рисков, дебиторской задолженности, договорной деятельности. И сейчас с нами работают восемь из 15 крупнейших страховых компаний российского рынка.

Получается, вас нельзя назвать простым посредником между страховыми компаниями и представителями логистики?

Да, мы не выступаем посредником в этих отношениях и не вмешиваемся в них. Но при этом разрабатываем и предоставляем сторонам полноценную IT-инфраструктуру, которая помогает им друг с другом взаимодействовать — прозрачно, эффективно, быстро. 

А как все это устроено? Как работает «Цунами»?

Безопасность всех процессов и доверие между партнерами обеспечивает технология блокчейн. «Цунами» — это блокчейн-платформа. Для сопровождения страхования и урегулирования мы оцифровали различные бизнес-процессы и интегрировали новые решения, ориентируясь на потребности клиентов. Когда все данные переведены в электронный вид и хранятся в безопасности, это способствует доверительному взаимодействию.

За пользование платформой есть плата. То есть, по сути, «Цунами» позволяет клиентам не заниматься непрофильным бизнесом и отдавать его сторонним исполнителям, получая готовое решение под свои потребности. 

Почему для ваших партнеров это выгоднее, чем создавать собственные решения?

Так получается дешевле и быстрее. Страховым компаниям не надо ничего самостоятельно разрабатывать, нести риски, вкладывать в это средства. За определенную плату они доверяют это нам — компании, создающей качественный продукт, который уже прошел проверку временем. Он дистрибутируется почти всем страховщикам на логистическом рынке.

Страховые компании экономят не только деньги, но и время, важнейший ресурс. В условиях высокой конкуренции побеждает именно тот, кто быстрее предложит аудитории то, что ей нужно. Вместе с нашим продуктом клиенты получают доверие партнеров.

У нас, например, есть большая агрегированная база данных, которая помогает платформе «Цунами» как можно точнее спрогнозировать вероятность наступления страхового случая. Поэтому при страховании грузоперевозок с ее помощью можно рассчитать оптимальную цену за предоставляемые услуги. Это позволяет страховщикам предлагать клиентам аккуратно подобранные тарифы, снижая свои затраты. А грузоотправители так могут снизить стоимость страховки, так как те же инструменты анализа иногда помогают им добиться скидки.

В случае страхования сроков страховая компания вообще не несет никаких затрат. Поскольку в нашем распоряжении есть полностью роботизированная система рассмотрения претензий, все процессы урегулирования происходят автоматически. 

А как насчет мошенничества — с ним платформа тоже умеет бороться?

Да, у нас есть модуль «Антифрод», который пользуется хорошим спросом. Сейчас к нему подключены три страховые компании, которые входят в десятку лидеров России. 

Наш «Антифрод» умеет выявлять разные мошеннические модели. Чтобы научить его этому, мы собрали опыт страховых и логистических компаний, все это оцифровали и разработали действенные алгоритмы для вычисления злоумышленников. Теперь данные, которые получает компания для страхования, проходят онлайн-проверку. 

Что еще у вас в разработке? 

Наша команда всегда внимательно следит за развитием технологий, чтобы использовать новые возможности по максимуму. Мы специализируемся на работе со сложными решениями, такими как блокчейн и нейронные сети. Это позволяет нам создавать новые продукты, в которых нуждается рынок, и повышать эффективность уже существующих.

В последнее время мы уделяем много внимания интеграции различных моделей на базе искусственного интеллекта. Сейчас как раз экспериментируем в этом направлении — хотим запустить на базе Big Data еще несколько скоринговых моделей для более точной тарификации и кастомизации. Это позволит страховым компаниям предлагать клиентам максимально оптимальные цены.

Также продолжаем работать с блокчейном, который отлично проявил себя в логистике. Эта технология все больше используется и в других сегментах. В частности, в автостраховании она позволяет сделать более прозрачным взаимодействие между владельцем транспортного средства, водителем и страховой компанией. Можно, например, предотвращать махинации при определении пробега автомобиля или времени использования транспортного средства. 

Кто занимается всеми этими разработками? Сколько человек у вас в команде и где они трудятся?

Наша команда — это главная ценность. Именно ее усилиями нам удается создавать новые востребованные продукты, улучшать уже существующие и масштабировать бизнес. Поэтому мы очень ценим каждого из специалистов и делаем все, чтобы им было комфортно работать и развиваться в компании.

Сейчас наш штат насчитывает свыше сотни человек. Среди них есть те, кто трудится удаленно, а большинство работает в офисе в Калининграде. Но мы стараемся нанимать сотрудников из разных уголков России. Так, в этом году среди всех принятых на работу IT-специалистов более 67% приходится на жителей других регионов.

Тем, кто хочет переехать в Калининград, мы помогаем с релокацией. Некоторые делают это целыми семьями. Но даже удаленных сотрудников стараемся чаще собирать здесь вместе со всей командой, чтобы ребята могли поближе познакомиться, пообщаться. Такой подход помогает сплотить коллектив и сохранить нашу уникальную корпоративную культуру.

Наверное, в том числе поэтому наша компания — достаточно активный и сильный игрок рынка информационных технологий, особенно на уровне субъектов РФ. Мы работаем вместе с Минцифры РФ над проектом сайта об образовании, стажировках, вакансиях и трудоустройстве в IT-отрасли. Сотрудничаем с министерством молодежи Калининградской области. В текущем году, например, поддержали форумы «ШУМ» и «Балтийский Артек». Это два ключевых региональных мероприятия для молодежи.

Если вернуться к рынку IT-продуктов для страхования, как думаете, что его ждет? Какие тенденции вы можете отметить?

Как я уже говорил, страхование грузоперевозок стало неотъемлемой частью страхового бизнеса. Сейчас в фокусе другие виды цифрового страхования —финансовых рисков, штрафных санкций и сроков доставки. 

На этом сконцентрированы и наши силы. Мы создаем и совершенствуем решения, которые помогают страховщикам автоматизировать собственные продукты: страхование дебиторской задолженности, срывов сроков в сети и экспресс-доставке, опоздания на погрузку или выгрузку. Сервисы для страхования сроков с помощью платформы «Цунами» работают уже несколько лет, но всплеск спроса случился только в этом году. 

Я объясняю это тем, что в последние годы пользователи самых разных продуктов стали более требовательными. Они хотят, чтобы заказы приходили вовремя, и уже не соглашаются долго ждать. Для удовлетворения запросов аудитории логистические компании ищут новые решения, за которыми идут в том числе и к нам со страховщиками.

А что, по-вашему, может измениться через несколько лет? Каким вы видите российский рынок InsurTech в ближайшие годы?

Мне кажется, отношение к страхованию уже сильно изменилось. Всего пять-десять лет назад бизнес не доверял страховщикам, не говоря уже об обычных людях. Но сегодня за счет IT-технологий и новых подходов оно меняется. Отрасль, которая еще недавно казалась сложной и консервативной, становится понятнее и удобнее. Для бизнеса это еще одна точка роста, которая дает новые конкурентные преимущества, открывает новые способы развиваться и экономить.

Я думаю, этот рынок продолжит развиваться, отвечая ожиданиям и потребностям людей и бизнеса. Все будет автоматизировано и выведено в онлайн. Страховые продукты, которые мы активно используем в повседневной жизни, станут еще более персонализированными. Положительные изменения будут заметнее не только в логистике, но и в других направлениях страхования, например, в страховании жизни или добровольном медицинском страховании. Сектор ДМС уже сейчас активно растет. 

Ваша компания будет работать в этом направлении? 

Да, добровольное медицинское страхование — одно из интересных нам направлений. В партнерстве с несколькими страховыми компаниями мы уже начали заниматься цифровизацией процессов в этой сфере. Сейчас налаживаем взаимодействие с поликлиниками, станциями скорой помощи и другими медицинскими учреждениями. 

Что еще в планах на ближайшие несколько лет?

Разработка ИТ-решений для сопровождения и автоматизации процессов умного страхования автопарков. Тип страхования будет зависеть от того, в каком состоянии находятся машины и какие риски создают. То есть логистические компании смогут оптимизировать управление расходами, переведя свои постоянные затраты в переменные, а страховщики получат возможность делать более точные прогнозы и рассчитывать цены.

Но самое главное — мы хотим развивать и страховое направление, и финансовое. Ориентируемся на то, чего хотят не только наши партнеры, но и их клиенты, то есть покупатели страховки. Поэтому переходим из InsurTech в разряд FinsurTech. Такие компании создают продукты из двух направлений для одной целевой аудитории. Проще говоря, продолжим углублять автоматизацию страховых процессов вместе со страховщиками, а параллельно будем работать с банками — запускать IT-решения, направленные на оптимизацию процессов финансирования бизнеса.