Rambler&Co 23 января 2025

42% россиян откажутся от импульсивных покупок в 2025

Самые главные триггеры для спонтанных трат — удобство маркетплейсов и плохое настроение

В соцсетях набирает популярность тренд «No Buy 2025» («Не Покупай 2025»), который призывает людей отказаться от ненужных покупок в течение всего 2025 года, чтобы сократить расходы и вести более осознанный образ жизни. Аналитики медиахолдинга Rambler&Co спросили у интернет-пользователей, как они к этому относятся и есть ли у них такие планы.

Отказ от ненужных покупок в 2025 году оказался самой популярной мерой для контроля бюджета — его выбрали 42% опрошенных. 19% респондентов не планируют менять свои потребительские привычки. У остальных другие способы: 16% будут вести четкий ежемесячный финансовый план, 11% откроют накопительные счета. Желание готовить еду дома или меньше тратить на развлечения выразили 5% и 7% соответственно. 

При этом только 13% опрошенных признались, что регулярно совершают импульсивные траты, находя в этом радость. Еще четверть (25%) отметили, что такие покупки редко, но случаются. Чуть больше (28%) стараются держать себя в руках, несмотря на сильное желание. Наиболее решительными оказались 34% респондентов, которые заявили, что давно отказались от подобных расходов.

Невысокую популярность спонтанных трат отражают примерные суммы на них. У большинства (56%) уходит не более 5 000 рублей ежемесячно. Еще 18% укладываются в диапазон от 5 000 до 10 000 рублей, а 5% тратят до 30 000 рублей. В то же время 21% участников признались, что не отслеживают такие расходы.

Для 36% россиян главным триггером импульсивных покупок стало удобство онлайн-шопинга и привлекательность распродаж. Еще 32% сослались на плохое настроение, которое можно поправить таким подходом. 23% указали на отсутствие финансового планирования как такового. 9% заняться вопросами осознанного потребления мешает нехватка времени.

Главным мотиватором (63%) для отказа от спонтанных трат стало желание накопить на более значимые цели. 19% считают, что им поможет повышение уровня финансовой грамотности (различные курсы, государственные инициативы). Поддержка семьи или партнера важна для каждого десятого (10%). Инструменты и сервисы для контроля бюджета помогают 6%. Экологические причины и примеры среди друзей оказались менее убедительными, набрав лишь по 1% голосов. 

Почти треть респондентов (29%) пока не сформулировали четких финансовых целей на 2025 год. Тем не менее, 24% планируют создать финансовую подушку, 16% — накопить на крупную покупку или отпуск, 12% — погасить долги, а 13% — увеличить доходы за счет инвестиций. На покупку недвижимости копить намерены только 6% участников. 

Опрос проходил на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 13 по 17 января 2025 года, охват составил 30 810 интернет-пользователей, среди которых 56% мужчин и 44% женщин.