От идеи до реализации: как разрабатываются VR-тренажеры

Как происходит разработка инновационных образовательных продуктов. От идеи заказчика до настоящего VR-тренажера

Рафаил Валиев
Собственник НПЦ «НовАТранс»

Основатель Научно-производственного центра «НовАТранс», серийный технологический предприниматель, разработчик систем обучения для крупнейших российских компаний, венчурный инвестор

Мир стремительно меняется, а повсеместная цифровизация и развитие современных технологий задают новые тренды, в том числе и в образовательной деятельности.

Научно-производственный центр «НовАТранс» уже 15 лет создает образовательные продукты: электронные курсы, 3D-атласы, VR-тренажеры. Как устроен процесс создания одного из самых сложных продуктов — VR-тренажеров, расскажет эта статья.

Шаг 1. Делаем четкое ТЗ из идеи

Создание продукта всегда начинается с потребности заказчика, которая превращается в техническое задание. Но это лишь начало увлекательного пути! Что дальше? Этап за этапом, идея обретает форму, проходя через руки талантливых специалистов. Этот процесс может показаться простым на первый взгляд, но на деле он напоминает захватывающий квест, где каждая деталь имеет значение. От первых набросков до финального продукта — это история о слаженной работе команды, креативности, экспертности и инновациях.

Маленький спойлер: идеи заказчиков в реальность воплощают мастера своего дела — коммерческий и технический департаменты, а также отдел разработки.

Все начинается со встречи заказчика и коммерческого департамента, на которой обсуждается образ будущего продукта: будет это детализированный 3D-атлас, интерактивный электронный курс или погружающий в реальность рабочей ситуации VR-тренажер. В процессе определяется цель продукта — чем именно он будет полезен предприятию заказчика, выявляется потребность по содержанию, наполнению и технологическим процессам, а также, требования к обучающим и экзаменационным функциям. Этот момент особенно важен, ведь именно здесь мечты начинают обретать форму.

Шаг 2. Начало разработки

После того, как техническое задание разработано и согласовано с заказчиком оно попадает к руководителю проекта, который составляет стартовую дорожную карту проекта (roadmap). На этом этапе уже подключаются разработчики: первыми работу начинают моделлеры, которые создают и настраивают модели оборудования, элементов интерьера, ландшафта.

Далее подключаются программисты, которые разрабатывают сам тренажер: пишут механики, программируют сценарии, которые проходит обучающийся. Также создают пользовательский интерфейс (UI/UX) — разрабатываются окна интерфейса, панели управления, меню, а также ведут разработку систем взаимодействия. Например, захват объектов, выбор инструментов, манипуляции руками и так далее.

От идеи до реализации: как разрабатываются VR-тренажеры

Шаг 3. У совершенства нет предела 

Предел есть, но достигнуть его не просто: тестирование и доработка продукта — это непрерывный процесс, направленный на достижение высокого качества. Каждый этап этого процесса приближает продукт к его идеальному состоянию и готовности к успешному запуску.

Тестирование и доработка проходят на всех этапах проекта: создаются промежуточные билды (версии продукта), которые проверяются руководителем проекта, разработчиками и тестировщиками. Также видеозаписи и скриншоты работы отправляются внутренним и внешним экспертам для обратной связи. На этапе финальной сборки и релиза создаются сборки под целевые платформы — например, VR-шлемы типа Oculus или HTC Vive. Программисты проверяют совместимость с различными устройствами и конфигурациями. Финально проводится тестирование производительности.

Но главное звено в этом процессе — заказчик, с которым продукт согласовывается на каждом этапе разработки и тестирования.

Немного о сроках разработки

Сроки разработки зависят от типа и масштаба проекта, занимая от одного до шести месяцев. Иногда продукт требует более масштабных временных промежутков: от года и более. Конечно, все решения и сроки индивидуальны и оговариваются с заказчиками.

А что в итоге

Каждый продукт в итоге получается индивидуальным: тиражирование одного VR-тренажера возможно едва ли, потому что в его сценарии все зависит от технологий заказчика. Для нас наиболее важным преимуществом от внедрения продукта является его эффект на тот запрос, с которым заказчик пришел к нам.

Иногда, уже после приемки продукта, заказчики выходят с нами на связь и просят внести дополнения, так как на этапе разработки очень сложно учесть все производственные процессы. Обычно, это детали какого-либо действия: уточнения по технике безопасности, детализация инструментов, используемых в работе и так далее.

На такие доработки мы всегда охотно соглашаемся, потому что чем полнее виртуальная картинка соответствует реальности, тем лучше результат от обучения.