В правовом поле: как должны вести себя взыскатели с должниками

Выясняем, кем и как регулируется работа коллекторов.

Работа коллекторских агентств до сих пор вызывает неоднозначные эмоции у людей. Справедливости ради отметим, что большинство из них считают, что долги нужно отдавать, как и то, что возврат займов и кредитов должен протекать в правовом поле. Именно на это направлен Федеральный закон № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». С 2016 года вся деятельность коллекторских агентств строго регулируется государством, а значит, должники защищены законом. О том, как происходит общение коллекторов и заемщиков, на каких принципах оно строится и чего точно не должно быть в этом взаимодействии, рассказываем в данном материале.

Общение коллектора и заемщика впервые возникает при наличии непогашенного долга у последнего. Кредитная организация, перед которой имеется задолженность, может уступить коллекторскому агентству право требования по вашему обязательству. В любом случае, передача этих прав фиксируется договором, факт существования которого необходимо запрашивать при общении с взыскателем.

Что имеют право делать коллекторы?

  • Звонить. Не более 1 раза в течение дня и не более 2 раз в неделю: в рабочие дни с 8:00 до 22:00, в выходные и нерабочие, праздничные— с 9:00 и до 20:00. В месяц число звонков не должно превышать 8.
  • Писать смс, e-mail и отправлять голосовые сообщения: общим числом не более 2 раз в сутки, 4 раз в неделю. В месяц число таких сообщений не должно быть больше 16.
  • Осуществлять личные встречи. Не чаще 1 раза в неделю в офисе агентства или по месту жительства заемщика.

«Наши сотрудники имеют четкие алгоритмы работы с должниками. При общении они первым делом представляются сами, называют компанию кредитора и свою организацию, сообщают о цели звонка, о размере и структуре просроченной задолженности. Внутренние стандарты компании основаны на  требованиях закона, и поэтому в общении с нами заемщик не столкнется с грубостью, психологическим давлением или угрозами, распространением конфиденциальной информации третьим лицам. Мы работаем только в рамка правового поля, наша задача — объяснить на языке закона последствия неоплаты и предложить пути выхода заемщику из сложной жизненной ситуации», комментирует Наталья Кошеляева, заместитель директора департамента досудебного взыскания «Право Онлайн».

Важно знать, что в случае отказа заемщика от обязательной оплаты долга, коллекторское агентство имеет законные права обратиться в суд. Это закреплено в законодательстве и грозит заемщику неприятными последствиями от открытия исполнительного производства до непосредственных взысканий — продажи имущества, блокировки счета и списания половины зарплаты. Разумнее не доводить дело до суда, а решать вопросы в предложенном агентством порядке.

Как вести себя с коллекторами?

  1. Сохраняйте спокойствие, ведите беседу в конструктивном русле. Узнайте о кредиторе, запросите договор цессии — уступки прав требования, чтобы ознакомиться с условиями. Важно! Агентство обязательно должно состоять в реестре Федеральной службы служебных приставов (ФССП), информацию об этом легко найти в Интернете. 
  2. Уточните сумму долга и узнайте о возможностях его погашения. Легальные коллекторские агентства заинтересованы в решении вопросов и будут действовать с учетом ваших интересов.
  3. Следуйте рекомендациям, разработанным специалистами агентства. К примеру, вам могут предложить индивидуальные решения, такие, как: изменить график приема платежей или договориться о списании части процентов.
  4. Не избегайте ответственности и не прибегайте к незаконным методам.

«Выстроить цивилизованные отношения с взыскателем — первое, что нужно сделать должнику, чтобы урегулировать ситуацию и не допустить судебного взыскания. В «Право Онлайн» работает целый штат квалифицированных специалистов, деятельность которых направлена на решение финансовых вопросов заемщиков. Мы помогаем находить легальные способы гашения кредитных обязательств, способствуем нахождению оптимального выхода из самых сложных ситуаций и всегда учитываем интересы человека», — делится Константин Шарапов, директор агентства «Право Онлайн».

Формирование кредитной истории — важная часть финансовой жизни взрослого человека. Но не всегда эта история заканчивается хорошо — возникают просрочки, набегают проценты. В этой ситуации важно не упустить время, начать активное взаимодействие с агентством и начать предпринимать разумные шаги. Помните, что в сложившейся ситуации вы имеете законные права и защищены государством, однако не стоить забывать и об обязанности возвращать долги.