ТЕХНОЛОГИИ УЧЕТА 18 сентября 2024

Топ ошибок при внедрении WMS

Александр Павлов, эксперт по WMS системам, рассказал, на что собственникам склада стоит обращать внимание при автоматизации

Александр Павлов
Генеральный директор

Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.

Внедрение системы управления складом (Warehouse Management System/Система управления складом, далее — WMS) важное стратегическое решение, которое значительно расширяет возможности компании в сфере логистики и положительно отражается в росте прибыли, но оно должно опираться на реальные данные по внутренней и внешней среде, цели и текущие возможности, показатели операционной деятельности.

Есть нюансы, игнорировать которые опасно, потому что неверный подход к автоматизации процессов может привести к серьезным рискам и как итог неоправданным тратам. Например, неправильное планирование по всему циклу оказания услуги доставки заказов, недостаточная подготовка персонала, не оптимальное использование складских площадей и оборудования почти всегда ведут к дорогостоящим ошибкам, негативно сказываются на эффективности работы склада в целом. За многолетний практический опыт я выделил топ 3 ошибки,  которые совершают компании при внедрении WMS и хочу поговорить о них подробнее, также приведу алгоритм действий для их предупреждения.

Топ ошибок при внедрении WMS

Ошибка 1. Отсутствие стратегии

Успешное внедрение WMS начинается с анализа текущей среды компании, включая финансовые, материальные и человеческие ресурсы. На этапе принятия решения собственником бизнеса важно определить цели автоматизации, провести анализ потребностей, текущих ключевых показателей эффективности процессов склада (Key Performance Indicators, далее — KPI), сделать оценку рисков и выработать стратегию.

Неверный выбор WMS приведет к тому, что система не будет соответствовать текущим потребностям бизнеса, к примеру — слишком сложная в обслуживании или пользовательском интерфейсе, или наоборот, слишком простая, не интегрируется с другими системами. Если не будет возможности устроить обмен данными со всеми заинтересованными сторонами, получать доступ к аналитике и мониторингу данных в режиме реального времени, не будет возможности своевременно решать проблемы и принимать решения, основанные на фактах. То есть, финансовые вложения в автоматизацию себя не оправдают и принесут владельцам дополнительные траты на обслуживание и техническую поддержку, а это довольно существенные суммы.

На этапе определения целей важно четко понимать, какие проблемы вы хотите решить с помощью WMS, и какие конкретные показатели бизнеса стремитесь улучшить.

Например, если в будущем компания будет масштабировать бизнес, необходимо стратегию развития выстраивать, исходя из этого — интеграция с партнерами и другими заинтересованными лицами должна быть заложена в систему изначально, быть прозрачной и понятной.

Если стоит цель выявить узкие места в текущих процессах, снизить потери и издержки, выстроить их «as is — as to be»/ «как сейчас — как должно быть», перед выбором программного обеспечения необходимо проанализировать складские процессы, выявить стадии и области для улучшения, обсудить с поставщиком операции в производственном цикле, которых автоматизация коснется первостепенно.

Опираясь на собственный опыт, хочу отметить, что на этапе внедрения AS WMS всегда обсуждаются ключевые задачи и цели со стороны клиента, проводится оценочный аудит текущей деятельности и только после этого список целей корректируется с учетом наших рекомендаций. Важно всегда проводить оценку и корректировку поставленных целей, потому что собственник может «не видеть картину целиком» и часто не понимать резервы и потенциалы для развития, занижать показатели изначально, либо выстраивать нереальные стратегии развития. Сейчас существует множество WMS-систем на рынке, каждая из которых имеет свои особенности и функционал.

Выбор системы должен быть основан на специфике бизнеса, объемах работы, номенклатуре ассортиментной матрицы и бюджете. Все понимают, что автоматизация это самый эффективный инструмент по оптимизации, однако, как я уже сказал, есть нюансы по обслуживанию и интеграции и чтобы получить действительно хороший  результат, в короткий срок вернуть инвестиции — необходимо все хорошо продумать.

Ряд типичных проблем, которые могу выделить во время стратегического планирования  и формирования целей бизнеса:

  • отсутствие системы прослеживаемости,  как итог — нет точной информации о наличии товаров на складе, оборачиваемости, сроках и условиях хранения, нет соблюдения принципа FIFO (First in- First out/Первым пришел — Первым ушел), это приводит к ошибкам в планировании, задержкам в доставке, как итог, понижению маржинальности.
  • отсутствие зонирования склада, неэффективное управление пространством помещений, как итог неоптимальное использование складских площадей, иначе говоря, склад «замораживает деньги», которые можно пустить в развитие.
  • отсутствие контроля за работой персонала, ручной труд и отсутствие автоматизации приводят к зависимости операционных процессов от ручных операций, это приводит к ошибкам, увеличению времени обработки заказов и росту расходов, можно столкнуться с кражей и намеренной порчей имущества и оборудования, низкой производственной дисциплиной.
  • отсутствие процедур  в управлении возвратами и обменом товаров, следствием выступают задержки в обработке, серьезные репутационные риски и финансовым потери.

Опираясь на все вышесказанное, формулируются бизнес-цели, которые измеримы и достижимы с помощью WMS, например:

  • Увеличение скорости обработки заказов на N%. Автоматизация процессов приема, хранения, отгрузки и комплектации товаров позволяет существенно ускорить обработку заказов и система дает хорошие результаты. Это происходит за счет того, что процессы размещения, перемещения и инвентаризации товаров планируются и контролируются в режиме реального времени, ошибки минимизированы и даже в случае возвратов есть прописанные алгоритмы и стандарты действий.
  • Снижение затрат на складское хозяйство на N%. Оптимизация использования складских площадей, минимизация потерь и ошибок, а также автоматизация процессов приводят к снижению операционных расходов. Оборудование и персонал оптимально задействуются в работе, планирование на ремонт или утилизацию товаров осуществляется в плановом режиме.
  • Повышение точности прогнозирования спроса на N%. Сбор и анализ данных о движении товаров позволяет улучшить точность прогнозирования спроса и оптимизировать управление запасами. Компания не чувствует аврал в случае сезонного повышения спроса, потому что аналитика данных позволяет заранее рассчитать и обеспечить оптимальную загрузку.
  • Улучшение уровня обслуживания клиентов, повышение NPS (Net Promoter Score/Индекс потребительской лояльности) на N%. Быстрая обработка заказов, своевременная доставка и эффективное управление возвратами способствуют повышению удовлетворенности клиентов и сохранении отношений даже в случае возникновения претензии и рекламаций.

Ошибка 2. Отсутствие интеграции

WMS должна быть интегрирована в менеджмент компании и эффективно взаимодействовать с другими корпоративными системами, такими как ERP (Enterprise Resource Panning/ Планирование ресурсов предприятия), CRM (Customer Relationship Management/ Управление взаимоотношениями с клиентами), TMS Transport Management System/ Система управления грузоперевозками).

Интеграция обеспечивает единый поток данных и позволяет избежать дублирования информации,  если не уделить достаточного внимания этому пункту, данные из разных систем не будут синхронизироваться, что приведет к ошибкам и неточностям.

WMS должна предоставлять API (Application Programming Interface/ Программный интерфейс приложений) и другие инструменты для интеграции, сложная настройка системы, требующая значительных ресурсов и времени не всегда оправдана, особенно для небольших компаний.

Для достижения максимальной эффективности от внедрения WMS важно выбрать систему, соответствующую специфике бизнеса и требованиям склада.

При выборе WMS необходимо учитывать следующие показатели:

  • размер и тип склада: WMS для небольших складов может отличаться по функционалу от систем, предназначенных для крупных распределительных центров, соответственно, и стоимость будет отличаться в разы.
  • текущий ассортимент товаров: WMS должна поддерживать управление различными типами товаров, включая группы с особыми требованиями (пищевые, медицинские, детские товары) в части соблюдения требований и условий (например, постоянный контроль таких параметров как влажность, температура).
  • интеграция с другими системами: WMS должна интегрироваться с ERP-системой, системой управления транспортом и другими бизнес-приложениями, которые уже используются в компании, либо планируются к внедрению.
  • возможности настройки и масштабирования: WMS должна быть гибкой и настраиваемой под конкретные требования бизнеса и иметь возможность масштабирования по мере роста объема операций и географии расположения компании.

Внедрение WMS — это инвестиция в будущее вашего бизнеса, которая может принести значительные экономические выгоды и конкурентные преимущества. Тщательный анализ проблем, которые необходимо решить, и определение бизнес-целей позволит вам выбрать оптимальную WMS и реализовать ее потенциал. Также на этапе оценки конфигурации стоит особое внимание уделить такому важному показателю, как  пост-внедренческая поддержка.

Из негативных последствий отсутствия пост-внедренческой поддержки могу выделить:

  • отсутствие мониторинга и анализа данных, эффективности работы системы за определенный период, как итог компания несет неоправданные затраты на содержание WMS.
  • недостаточная поддержка пользователей, сотрудники не получают необходимую помощь в работе, не проводится бучение и переобучение персонала, нет базы регламентов и стандартов работы.
  • система не оптимизируется под потребности бизнеса, не используются ее возможности на полную мощность, то есть упускается потенциал, который необходимо направлять в оборот и повышать прибыль.
  • WMS не тестируется должным образом, что приводит к ошибкам и проблемам в работе, как итог — проект по внедрению затягивается, что приводит к дополнительным затратам и проблемам, отсутствует четкое планирование, контроль и координация действий по всем стадиям проекта.
    Перед запуском WMS в промышленную эксплуатацию необходимо провести тестирование системы. Важно апробировать работу в различных условиях, включая пиковые нагрузки и нестандартные ситуации. Также необходимо уделить время оптимизации параметров, в процессе тестирования необходимо оптимизировать параметры WMS для достижения максимальной эффективности работы склада.

Таким образом, выбор надежного поставщика WMS — это критический фактор успеха. 

На что я могу порекомендовать обратить внимание при выборе поставщика:

  • Опыт и репутация на рынке, поставщик должен иметь опыт внедрения WMS у клиентов из вашей отрасли;
  • Наличие кейсов и четкого плана, который включает обязательный этап — первичный оценочный аудит;
  • Техническая поддержка, важно, чтобы поставщик предоставлял качественную техническую поддержку и сопровождение в течение всего срока эксплуатации системы, включая обновления.

Ошибка 3. Отсутствие вовлеченности персонала

Внедрение WMS затрагивает всех сотрудников склада, поэтому их вовлечение в процессе автоматизации является ключевым фактором успеха. Персонал должен быть проинформирован о целях внедрения, преимуществах и ожидаемых изменениях в работе. Необходимо обеспечить качественное обучение, а также постоянную поддержку в период адаптации. 

Если не включать автоматизацию процессов в элемент корпоративной культуры и не заниматься постоянным вовлечением персонала, в результате можно получить следующие негативные результаты:

  • Недостаточность компетенций персонала склада для работы в системе, сотрудники не обучены, не понимают принципов работы и как итог не могут эффективно использовать интерфейс, что сказывается на снижении производительности, а это дополнительные потери и издержки.
  • Недостаточность технической поддержки и помощи в решении проблем со стороны разработчиков, не всегда штатный персонал IT службы способен в короткие сроки внести корректировки.
  • Сопротивление изменениям, сотрудники не готовы к изменениям в работе, сопротивляются внедрению новой системы и не понимают почему «как раньше» уже не устраивает компанию.
Автоматизация склада с AS WMS

Если подытожить, следующий алгоритм позволяет избежать  ошибок на старте внедрения системы:

  1. Проведите тщательное планирование. 
    Определите цели, потребности, риски, выберите подходящую WMS систему. При постановке целей и пользуйте SMART (Specific — конкретный, Measurable — измеримый, Achievable — достижимый, Relevant — значимый, Time-bound — ограниченный по времени) подход, потому что цели должны быть не расплывчатыми (увеличить оборачиваемость товаров, сократить цикл заказа, понизить количество возвратов), а измеримыми: увеличить оборачиваемость товаров на N%, сократить цикл формирования заказа на N%, снизить количество возвратов по причине некачественной комплектации на N% и т.п.

    Важно оценить текущие слабые места компании, проанализировать какие были несоответствия, выделить конкурентные преимущества, провести сравнительную оценку с такими же компаниями в регионе, исходя из этого назначать бизнес цели, тогда стратегия будет верной и принесет результаты.
  2. Оцените интеграцию
    Убедитесь в совместимости с другими системами, создайте единую базу данных с возможностью обеспечения доступа всем заинтересованным сторонам.
  3. Планируйте обучение сотрудников на этапе внедрения.  
    Обучите персонал работе с системой уже на «полотном» или тестовом запуске, дайте необходимую поддержку при вовлечении в рабочий процесс, создайте прозрачные и понятные стандарты и регламенты работы.
  4. Тщательно тестируйте систему. 
    Проведите тестирование на всех этапах внедрения и в разных условиях, которые будут моделировать реальную среду существования бизнес-процессов.
  5. Обеспечьте пост-внедренческую поддержку.  
    Осуществляйте мониторинг работы системы, своевременно проводите оптимизацию и обновления, предоставляйте поддержку пользователям и собирайте обратную связь от персонала по удобности и возможностям текущего интерфейса.

Важно помнить, что внедрение WMS — это комплексный процесс, требующий внимания к деталям и профессионального подхода. Правильное планирование, качественная реализация и постоянная оптимизация помогут вам получить максимальную отдачу от системы. Помимо этих ключевых ошибок могу выделить недостаточное финансирование и неверные расчеты по проекту автоматизации на начальном этапе, как итог недостаточно средств для реализации проекта, что приводит к проблемам с качеством и сроками, отсутствие эффективных коммуникаций, прозрачности в процессе внедрения.

Автоматизация в сфере складской логистики — это сложный, но перспективный процесс. Чтобы минимизировать риски и обеспечить успех проекта, необходимо тщательно планировать каждый этап внедрения, вовлекать сотрудников, обеспечить интеграцию с другими системами и после запуска постоянно «держать руку на пульсе», чтобы оставаться конкурентоспособными в быстро растущей и перспективной отрасли.