Зачем нужно привлекать в стартапы университетских преподавателей

Можем ли мы вырастить новых «единорогов», если в процессе не будут участвовать профессора и ученые? Главная трудность: объяснить, зачем это нужно им

Дарья Кирьянова
Заместитель министра науки и высшего образования РФ

Куратор федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Степень МВА Высшей школы международного бизнеса, эксперт ассоциации Business Process Improvement Office.

Технологический суверенитет России сегодня формируется в ее университетах. Все, кто так или иначе рассматривает решение задач по импортозамещению, разработке наукоемких продуктов и созданию отечественных высокотехнологичных компаний, стратегически — это понимают.

В университетах создается экосистема для развития технологического предпринимательства. Для нас важно предоставить студентам все доступные инструменты, такие как тренинги предпринимательских компетенций, акселерационные программы, университетские стартап-студии. Но нужны не только современные лаборатории для исследований и апробаций оригинальных решений, нужна новая среда, новый образ мысли.

Во всем мире — не только в России — огромный запрос на предпринимателей, которые строят бизнес на технологических решениях. Нашу реальность изменило не изобретение смартфона, а его внедрение в повседневный обиход. Многие всемирно известные компании выросли из стартапа, который смог выстроить жизнеспособную модель и привлечь венчурное финансирование. И деньги здесь — только один из составных элементов. Важный, конечно, но не единственный. Чтобы в России развивалось стартап-движение, мы должны сформировать предпринимательскую культуру. Наша цель — научить студентов, аспирантов и сотрудников вузов мыслить категориями «гипотеза», «минимально жизнеспособный продукт», «стартап», «венчур»...

И здесь особую роль будут играть люди, которые влияют на формирование мышления студентов и аспирантов в ежедневном режиме. Это профессора и преподаватели. Научные кураторы и руководители лабораторий. И их тоже нужно обучать предпринимательскому мышлению. 

До прихода в министерство я 20 лет работала в корпоративном секторе. И точно могу сказать: не работает управление без исполнителей, но с исполнителями тоже невозможно разговаривать, если нет элемента управления. Придя на госслужбу и начав курировать проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», я поняла, что надо работать не только со студентами — хотя за 1,5 года мы привлекли в эту сферу уже более 550 тыс. человек, что, согласитесь, хороший показатель — нужно работать также и с преподавателями, процент которых очень мал на сегодня в проекте. Потому что они тот самый элемент управления для молодых предпринимателей. 

Почему надо ставить на преподавателей? Здесь роль играет кривая опыта: у преподавателя, который становится предпринимателем, есть навыки, механизмы и компетенции, которые дают возможность встроиться в эту роль гораздо быстрее, чем студенту. У него есть интерес: иногда материальный, иногда социальный.

Если у нас появятся преподаватели, которые станут предпринимателями, — это хорошо, они будут работать вместе со студентами, говорить с ними на одном языке, вместе создавать проекты, которые будут встраиваться в итоге в экономику страны. 

Однако в самой вузовской среде и в экспертном сообществе идея делать из преподавателей и профессоров предпринимателей воспринимается неоднозначно: это сложная роль, не каждый может и хочет быть предпринимателем, а если у профессора уже сложилось самоопределение, он воспринимает себя, как ученого и исследователя, то убедить его перестроить протокол мышления — задача со звездочкой. И будем честными — далеко не всегда реализуемая. 

Так что, получается, если преподаватели в результате не станут предпринимателями, получается, мы зря потратили время и ресурсы на их обучение и подготовку? На самом деле, нет. 

Вкладываться в подготовку и обучение ППС в любом случае выгодно. 

Даже если преподаватели и профессора не станут предпринимателями сами, они поймут, чем и для чего эти люди занимаются, и своим воспитанникам, которые решат создать стартап и сформировать ценностное предложение на базе наукоемкой разработки, будут как минимум не мешать, а как максимум — помогать. Плюс они могут информационно поддерживать такую проектную работу, как внутри вуза, так и за его пределами. И это тоже вклад в формирование среды и культуры предпринимательства. 

Мы, как регулятор, поддерживаем популяризацию стартап-движения в целом и развитие конкретных перспективных проектов в частности. В настоящее время мы готовим проект нормативного акта об особенностях управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в котором будут затронуты вопросы оценки РИД. Проведение оценки научных и технологических заделов самими организациями в значительной степени будет способствовать их коммерциализации.

Предпринимательство — это та инфраструктурная среда, которая помогает эту активацию запустить для сотрудничества с бизнесом. Мы в университетах долго варились в собственном соку, проводили фундаментальные исследования, забыв про то, что они должны быть прикладными. Развитие предпринимательства в вузах — отличный способ изменить ситуацию к лучшему. И ППС здесь — наш стратегический союзник.