Что такое «параллельный импорт» простыми словами
Что важно знать о параллельном импорте и в какие мифы не стоит верить
Основатель и генеральный директор — RED ATLAS Group, эксперт по внешнеэкономической деятельности, резидент Сколково
После событий 2022 года перед предпринимателями встал лишь один вопрос: а что дальше? Какие у этого будут последствия для бизнеса?
И уже в апреле мы увидели пустующие торговые центры, которые на тот момент еще не заполнили русские бренды. Потом закрылся Макдональдс и превратился во Вкусно и Точка, Старбакс ушел и превратился в Стар кофе, Зара стала Маагом.
Но не стоит жалеть все эти компании, от ухода из России они все потерпели большие убытки. Взглянем на цифры:
- McDonald's — $1,2 млрд
- Siemens — $650 млн
- Nissan — $839 млн
Но несмотря на то, что многие товары мы или в моменте, или со временем сможем импортозаместить, все равно мы во многом зависим от ввозимых из-за рубежа товаров. Поэтому на законодательном уровне был принят Приказ о параллельном импорте.
Параллельный импорт — это ввоз товаров в страну без разрешения правообладателя. Это стало ответной мерой на уход с рынка иностранных компаний — предпринимателям разрешили ввозить в страну оригинальные товары без разрешения правообладателей.
Впрочем, такая практика всегда существовала под названием «серый» импорт и была незаконной. По понятным причинам правообладатели защищали свои товарные знаки на территории страны, сейчас же бизнес просто закупает продукцию в тех странах, где бренды представлены официально и сложными путями доставляют до границы РФ.
Да, таким образом мы нарушаем права того бренда, что импортируем, но никак не нарушаем законы нашей страны.
Начиная с марта 2022 (как раз в момент, когда опустели все наши торговые центры) список всех разрешенных для ввоза товаров стал утверждать Минпромторг. Список обновляется каждые 2-3 месяца в зависимости от потребностей рынка РФ.
Популярным заблуждением является тот факт, что список параллельного импорта ежегодно сокращается. Нет, он может и расшириться. На практике это выглядит таким образом: если в России начинает развиваться свое пивоваренное дело, то в списке паралелльного импорта не окажется именитых брендов этого направления.
Если, например, не хватает электрических аккумуляторов Bosch, Samsung и Caterpillar, то в ближайшем времени стоит ожидать поправок в перечне товаров.
Так, Минпромторг разрешил с 11 сентября 2024 года ввозить в РФ без согласия правообладателя продукцию KIA и HYUNDAI.
Для более прозрачного понимания товары по параллельному импорту можно разделить на 3 группы:
1. Все товары данной группы можно ввозить — например, моющие средства и жидкости, косметика;
2. По коду ТНВЭД — можно ввозить все товары, кроме указанного бренда, например, так мы лишились мягкой туалетной бумаги Kleenex. То есть можно любую туалетную бумагу, кроме Kleenex.
Что интересно: многие бренды косметики можно ввозить по параллельному импорту (к сожалению, сюда не входит Dior или Guerlain), но ввозную пошлину сделали 35% вместо 6%, которые были раньше. Поэтому методы регулирования могут быть разные;
3 — группа товаров конкретные бренды
- весь немецкий автопром;
- Apple;
- Casio;
Coca-Cola даже в параллельный импорт включать не пришлось. Компания просто приняла стратегическое решение, что перестанет защищать свой товарный знак на территории России и таким образом, когда вы завозите Колу, никакие законы, даже зарубежные, не нарушаете, главное — соблюдать российское законодательство.
Что на практике мы ощутили по параллельному импорту?
Во-первых, нет гарантий производителя.
Однако решение все-таки нашлось. Так, бывшие компании-дистрибьютеры стали осуществлять если не гарантийное обслуживание, то гарантийный ремонт. Также, если игра стоит свеч, возможны варианты вывезти обратно в страну, где была осуществлена покупка
Во-вторых, есть риск подделок.
Раньше это ложилось на хрупкие плечи дистрибьютеров и официальных представителей, теперь же мы столкнулись с реальностью, где надо:
- Выбирать правильных поставщиков (официальных дилеров в другой стране);
- Сокращать «цепочку рук», через которые этот товар проходит.
На практике объем контрафакта увеличился не сильно, но цены значительно выросли из-за крайне сложной логистики.
Что еще интересно
1. Внимательно нужно следить за изменениями по маркировке
Ежегодно все больше товаров начинают проходить эксперимент, в рамках которого тестируется возможность нанесения маркировки на определенный товар.
Например, с 1 июля 2024 года по 28 февраля начал проходить эксперимент с бакалейной и иной пищевой продукции.
Для тех, кто занимается ВЭД, это интересно тем, что все правила маркировки импортеры должны соблюдать точно так же, как и российские производители.
Порядок передачи этих отчетов зависит от того, входит ли государство, из которого был импортирован товар в Евразийский экономический союз (ЕЭАС)
Если входит, то можно напрямую направлять в честный знак, если же нет, то необходимо указывать сведения о маркировке в декларации.
2. Поставщиками могут быть только юридические лица и ИП
Поэтому, когда мы завозим машины для физлиц, для того, чтобы платить меньше налогов, мы ввозим их «для личного пользования», а уже потом продаем дилеру.
С 1 апреля 2024 начали действовать новые правила ввоза автомобилей из ЕАЭС по параллельному импорту.
Раньше продавцы экономили на таможенных платежах при ввозе автомобилей через страны ЕАЭС. В них не входили, например, НДС и акцизный сбор. Теперь параллельный импорт работает по новым правилам. Недополученные платежи, НДС и акциз будут включены в утилизационный сбор, который уплачивают в России.