Что может разрушить команду и как этого избежать

Татьяна Вавилова о главных красных флагах, на которые стоит обратить внимание основателю компании, чтобы его команда не разбежалась уже завтра

Татьяна Вавилова
Эксперт «Акселератора ФРИИ»

Эксперт ФРИИ, «Акселератора ФРИИ», акселератора Спринт, основатель агентства по подбору IT-персонала Teamline Consult

Топ-5 причин, почему вам необходимо заниматься командой

  1. Дефицитный рынок. И зарплаты, и динамика — все растет, спрос превышает предложение. По данным ЦБ РФ, дефицит работников в IT-отрасли оценивается в 500–700 тысяч человек. При этом текучесть IT-кадров одна из самых высоких: в среднем, специалист работает на одном месте не более двух лет, а на адаптацию ему требуется примерно три месяца. 
  2. Рост заработной платы на 20–30% в среднем по рынку. Связано с предыдущим пунктом. 
  3. Нанимать нового человека сложнее и дольше. Если из компании уходит сотрудник — то наем следующего обойдется на 20–25% дороже. 
  4. Выгорание. Начиная с пандемии выгорание — это восходящий тренд. В 2023 году, по данным исследования Future Forum, уровень выгорания среди офисных работников достиг рекордного значения — это состояние ощущали более 40% работающих за компьютером.
  5. Рост требований к работодателям. Недостаточно просто вовремя платить зарплату. Сегодня сотрудники спрашивают о бонусах, ДМС, комфортном графике. Кроме того, не менее существенным становится нематериальная составляющая. Удовлетворенность от работы, осознание важной цели и миссии компании — это становится порой даже важнее зарплаты.

По данным исследования Teamline Consult, 90% инвесторов считают уровень команды единственным важным нефинансовым фактором, который нужно оценивать. 

Раньше CEO компании мог позволить себе не сильно вникать в работу с персоналом, можно было отгрузить эти задачи на HR-специалиста. Но сегодня, когда команда становится ключевым фактором успеха проекта, руководитель становится точкой удержания и мотивации команды. HR-специалисты помогают выстраивать процессы, но именно основатели и руководители должны учиться работать с людьми, в том числе, в условиях неопределенности.

Основные проблемы в IT-командах и варианты решения: 

  • CEO на час.
    Не хватает погружения руководителя. Так происходит чаще всего, когда у основателя не один бизнес или проект. Без направляющей силы команда перестает верить в продукт и начинает сыпаться. В этой ситуации основателю надо либо кого-то оставить за главного, либо принять решение, что на время основатель погружается в этот бизнес. 
  • Не хватает компетенций и функций.
    Часто встречается в научных коллективах. Разработчики искренне удивляются, что никто не покупает их сложный продукт, при этом маркетингу и продажам уделяется минимум внимания. Задача руководителя — увидеть эту проблему, признать ее, а это всегда нелегко, и работать со структурой команды — нанимать новых сотрудников, растить компетенции внутри команды.
  • Бизнес вырос, а структура и процессы не поменялись.
    В IT-бизнесе, когда идет бурный рост, члены команды могут не успевать за потребностями бизнеса. Например, маркетолог, который справлялся с задачами в малой компании на ранних стадиях, скорее всего, не сможет работать с миллионными бюджетами в команде, где сотни сотрудников. Чаще всего приходится набирать новых, более подготовленных к задачам. 
  • Нет системы оценки качества и компетенций, онбординга и индивидуальных планов развития.
    Это целая группа проблем, из-за которых происходит большая текучка кадров. 80% эффективности сотрудника зависят от онбординга. Сегодня сотрудники ценят свое время, и если в самом начале работы получат плохое обучение — они не будут работать в такой компании. Потерять сотрудника после 3–4 месяцев работы — это очень дорого. Выход один — не забывать про онбординг системы оценки качества и индивидуальные планы развития.
  • Нет стратегии и четких целей.
    Команда должна понимать, куда идти, даже если CEO отвлекается на другие проекты. Стратегия первична, а команда — это инструмент достижения целей компании. До того как дружить, доверять друг другу, устраивать тимбилдинги, надо понять, какие задачи стоят перед коллективом, куда все должны прийти.

21 и 70 — первые кризисы перенаселения

Первая кризисная точка случается, когда команда вырастает до 21 человека. Пока людей меньше, у CEO получается до всех дотянуться, контролировать и общаться на харизме, сохраняя мотивацию сотрудников. Но когда в команде больше 21 человек — нужны инструменты управления и перемены в организационной структуре.

Следующая кризисная точка — 70 человек. Это очередной виток реорганизации компании, когда нужно снова пересматривать систему управления и оргструктуру. 

Факторы успешности команды 

На эти факторы первыми обратили внимание эксперты из Google, они провели внутреннее исследование, что влияет на успешность команд. IT-команды в России — не исключение.

  • Психологическая безопасность. Нормальная психологическая обстановка — это один из основных факторов. Коллеги должны комфортно высказывать свое мнение, давать обратную связь, руководитель не давит, не отчитывает. Шутки и использование внутреннего сленга/новояза, неформальные ритуалы — показатели хорошей обстановки.
  • Надежность. Уверенность, что коллега сделает в срок то, что обещал.
  • Четкая структура. В команде проекта не должно быть зон пересечений. Каждый в коллективе понимает, за что он отвечает и нет лишней внутренней конкуренции. Ценный конечный продукт — это результат деятельности конкретного сотрудника. ЦКП — полезный инструмент, чтобы донести до сотрудника его базовую задачу: что компания хочет получить от сотрудника для достижения целей. ЦКП формулируются в одно-два предложения и работают лучше, чем длинные функциональные карты. 
  • Осмысленность работы. Все члены команды должны разделять цели компании и видеть в них смысл. Сейчас в IT мало кто готов просто делать, что говорят. Сотрудники хотят понимать, зачем они выполняют задачи. Это часто происходит из-за поломанной коммуникации между CEO и командой, снижает вовлеченность команды и провоцирует текучку. Бывают ситуации, когда в команде низкая вовлеченность, но и низкая текучка — значит, завышенные зарплаты. При этом, скорее всего, сотрудники работают где-то еще, где им интересно. Этим активно пользуются стартапы, у которых нет денег на крутых сотрудников, но есть классная идея и миссия. 
  • Влияние результатов работы каждого сотрудника на общее дело. Обязательно надо доводить до сотрудников обратную связь от клиентов. Это мотивирует.

Ценности компании — не пустой звук

Сотрудники должны разделять ценности компании — это один из основополагающих пунктов для создания успешной команды. В России часто пренебрегают работой с ценностями. Если этот процесс выстроен правильно, у каждого сотрудника появляется вопрос: «Что ты делаешь сегодня для того, чтобы эта ценность реализовывалась?»  

Что еще учитывать при подборе людей в команду:

  • Не должно быть токсичных людей. Даже опытные и профессиональные люди могут быть некомфортными в общении. Для проектной работы такой сотрудник подойдет. Но как только он оказывается внутри команды — это может вылиться в очень негативные последствия. Если нужны его компетенции, придется придумывать схемы, например: работать удаленно, брать только на проектные работы, или сотрудничать через какую-нибудь прослойку типа агентства.
  • Эмпатичность — один из факторов, который позволяет быстро наладить коммуникацию. Члены команды должны обладать минимально необходимым уровнем эмпатии. Этому, например, способствует присутствие женщин в мужском коллективе.  
  • Члены команды должны дополнять, а не дублировать друга по личностным качествам. Часто CEO собирает в команду людей, похожих на себя по темпераменту. Это может привести, например, к команде, полной «мотиваторов», которые загораются идеей, но на долгих дистанциях окажется, что некому работать.