Как ответить на запрос таможни для подтверждения таможенной стоимости
Основная проблема участников ВЭД при подтверждении таможенной стоимости— неправильный ответ на запрос таможни. Оксана Курочкина о том, как ответить правильно
Почетный адвокат МО, ментор бизнеса, член Общественного совета при Роспатенте, эксперт АСИ ТПП РФ, Преподаватель ГУУ, РЭУ им. Плеханова, МГИМО
Основная проблема участников ВЭД не в том, что у них «плохие» документы. И не в том, что они не могут подтвердить таможенную стоимость. Основная проблема в том, что они неправильно отвечают на запрос таможни. Разберем в статье подробно как ответить правильно и отдельно остановимся на вопросах подтверждения таможенной стоимости при работе через агентов.
В преамбуле запроса указываются причины, побудившие таможенный орган провести дополнительную проверку. Также запрос содержит:
- срок предоставления документов до выпуска;
- номер декларации, где, по мнению таможни, идентичный либо однородный товар ввозился по более высокой стоимости;
- срок предоставления документов после выпуска (в случае принятия решения о выпуске товаров с уплатой таможенных пошлин) — важно не пропустить этот срок!
Главное правило ответа на запрос таможни: ответить на все вопросы. Да, сам текст запроса бывает сложно читаемый, без запятых и абзацев. Ваша задача: выделить суть претензии, аргументы таможни и вопросы к вам. Берите маркер и подчеркивайте — так будет легче разобраться.
Вот компания получает запрос, собирает комплект документов и отправляет в ответ: «предоставляем документы по вашему запросу, на 600 листах»
Так НЕ надо. Почему? Поставьте себя на место сотрудника, который проверяет таможенную стоимость. Он не знает, как устроен этот бизнес, какие взаимоотношения с продавцом, экспедитором, перевозчиком, как происходят взаиморасчеты. Выписка из банка без комментариев, как и договоры с прайс-листами на 600 листах — это много и непонятно. Нужна навигация по документам. Поэтому от ответе на запрос таможни пишем все подробно, будто рассказываем историю.
- Излагаем позицию: почему наша таможенная стоимость верная, по тексту ссылаемся на документы.
- Объясняем, почему аргументы таможенной проверки не соответствуют нашей ситуации. Например, прайс-лист на сайте не подтверждает заявленные сведения по таможенной стоимости, так как является адресным. Объясняем, почему он не подходит для цели подтверждения таможенной стоимости.
- Комментируем ведомость банковского контроля. Например, таможенник видит платежные поручения на оплату товара, основной вопрос: оплачен — не оплачен. Бывает, в контракте написано: постоплата 90 дней, а по факту мы могли заплатить вперед, либо частями. Проверяющий инспектор не может догадаться, что платежи относятся именно к этой поставке. В комментарии к этой ведомости нужно писать: платеж в адрес данного контрагента по декларации такой-то, был осуществлен двумя, тремя платежными поручениями. Объясняем, почему мы так сделали: например, контрагент в сложной ситуации и попросил оплатить пораньше, предоставляем емейл переписку.
Крайне важно ничего не пропустить и ответить на все вопросы из запроса таможни.
Частая ситуация с запросами по подтверждению таможенной стоимости
Таможня требует калькуляцию затрат поставщика либо производителя. Тогда вы делаете запрос контрагенту о предоставлении калькуляции, подтверждаете, что запрос направили. Все документы и запросы лучше сразу писать на русском и английском языке — если вы потом пойдете в суд, то эти документы не потребуют нотариального заверения перевода.
Если контрагент ответил, что нет документов по калькуляции, вы его ответ прикладываете к своему ответу на запрос таможни и объясняете, что вот мы писали, но контрагент документы не предоставил.
Если калькуляции нет, как доказать заявленную таможенную стоимость? Например, можно приложить расчет ТС по методу вычитания — прикладываем расчеты, подтверждающие заявленную таможенную стоимость. То есть, если нет документов от поставщика, то подбираем другие аргументы. Ориентиром цен могут стать данные из открытых источников, обзоры рынка, каталоги аналогичных поставщиков. Главное показать таможне, что цены вы не придумали, цены реальные и рыночные.
Кейс с металлоизделиями
Чтобы подтвердить корректность ТС, в ответе на запрос таможни мы писали комментарий по рынку металлоизделий. Этот рынок подвержен сильной волатильности из-за различных внешних и внутренних факторов: спрос на мировом рынке, загрузка мощностей основных производителей, колебания курсов, санкционные ограничения. То есть, на цену много чего влияет. На основе предоставленных цифр видно, и этот вывод мы указали: в указанный период времени маржа и рентабельность продаж металлоизделий на рынке Российской Федерации была такая-то, в связи с этим закупочные цены соответвуют общеотраслевому уровню. Таможня приняла ответ и компания вернула обеспечение.
Большая скидка от поставщика
У участника ВЭД был поставщик предоставил скидку на ткань при условии, что покупаются все-все остатки. Таможня сравнила стоимость ткани в этой декларации со стоимостью товара того же поставщика в предыдущей декларации. Направила запрос, почему цена намного ниже, в ответ мы приложили переписку с поставщиком, где видно, что более низкая цена только при ряде условий. Доначислений удалось избежать.
«Скидки» — страшное слово, оно вызывает у таможни большое желание проверить участника ВЭД. Вообще скидки не запрещены, но необходимо обязательно писать комментарий, почему скидка вообще возникла. Как мы говорили выше, участник ВЭД должен давать подробный и понятный комментарий о своей деятельности, о договоренностях с поставщиком — таможенный инспектор не может этого знать.
Случай с купальниками
К нам обратился участник ВЭД, который продает на территории РФ элитное женское белье из Бразилии. Таможня увеличила ТС в 200 раз! Среди вопросов таможни был такой, где и по какой цене вы товар реализуете. Наш клиент ответил честно, предоставил документы, из которых видно, что товар продается в РФ с наценкой чуть ли не 1000%. И понеслось: проверка, доначисления. Стоимость реализации на внутреннем рынке не должна влиять на таможенную стоимость, есть товар — есть купец. Однако на практике мы видим такие случаи. Что было дальше с купальниками? Мы написали объяснение, почему такая высокая цена на те же самые купальники, по сравнению с Бразилией, и почему закупочная цена клиента — корректная и справедливая. Дело в том, что в Бразилии, как известно, проходит пышный карнавал. Купальники с перьями, стразами, блестками — для нашего рынка это элитное белье, а для Бразилии — расходный материал. Там его покупают к карнавалу, на один раз, потом спрос резко падает и до следующего года купальники с перьями никому не нужны. И наш клиент в этот момент купальники закупает — по выгодной низкой цене. Если бы наш клиент сразу предоставил эту логику, то удалось бы избежать доначислений и споров с таможней.
Важное про взаимодействие с поставщиком
Таможня может запросить у вас стоимость идентичных или однородных товаров, а также может напрямую обратиться к вашему поставщику. Законом это не запрещено, камеральные проверки могут проходить в течение 3-х лет после поставки. У нас был случай, когда поставщика в Бельгии вызвали чуть ли не на допрос. Как мы можем «подстелить соломку»? Налаживать хорошие отношения с поставщиком, чтобы в случае запроса от российской таможни он вас уведомил об этом заблаговременно.
Обязательно ли писать запрос поставщику о стоимости идентичных или однородных товаров? Да, запрос нужен для того, чтобы показать таможне: мы пытались получить информацию (даже если не получили).
Иногда в наших же интересах самим предоставить стоимость идентичных или однородных товаров. Мы как бы не обязаны это делать, у таможни есть свои базы. Где можно взять стоимость идентичных или однородных товаров? У текущих поставщиков, в каталогах в интернете, это могут быть коммерческие предложения и инвойсы на территории РФ.
Если есть взаимосвязь между поставщиком и покупателем — то лучше, если мы сами сообщим об этом в таможенный орган и отметим, что на стоимость сделки это не повлияло, вот цены на аналогичные товары у аналогичных поставщиков. ТС при взаимосвязи можно подтвердить по 4 или 5 методу.
Бывает, что таможня делает запрос дополнительных документов и сведений, в перечне половина документов, которые были при подаче декларации. Что делать? Обратите внимание, в каком виде запрашивают документы. Например, ранее участник ВЭД предоставил документы в электронном виде, а сейчас ФТС просит оригинал контракта на бумаге. Если просят в электронном виде, конечно, лучше приложить документы повторно. Если же ранее все то же самое и на бумаге было представлено, то в ответе мы пишем: документы ранее представлены, смотрите лучше. То есть можно так отвечать? Конечно. Если мы будем все делать правильно, а таможенные органы будут сами же нарушать свои положения, регламенты, порядки и правила — наше право на это указать.
Как отвечать про прайс-лист и коммерческое предложение
Прайс-листы на сайте поставщика могут содержать одни цены, а в условиях конкретной поставки — другие. Прайс-лист и КП, если оно адресное, таможня может не принять как документ для подтверждения таможенной стоимости. Как аргументировать свою позицию? У нас был такой случай. Мы получили запрос таможни о предоставлении дополнительных сведений, товары — автозапчасти.
В ответе на запрос мы указали:
- наименование товара с артикулом, тоннаж, вес;
- цена за единицу ввозимых товаров, цена реализации с НДС, без НДС;
- стоимость ввозимых товаров, стоимость реализации с НДС, без НДС;
- величина пошлины, таможенный сбор;
- транспортные расходы, расходы на таможенное оформление;
- коммерческие расходы по нормативу;
- маржа, налог на прибыль, чистая маржа.
Итого, по 4-му методу показали, что заявленная нами таможенная стоимость — корректная. Как правило, когда таможня видит таблицы с подробными расчетами и пояснениями, это ее удовлетворяет.
Помимо расчетов, таможня обычно просит: «иные документы и сведения». И это наш выход, господа! Пишем все аргументы в пользу своей позиции. Что мы писали в данном кейсе с автозапчастями:
«Дополнительно обращаем ваше внимание, что представленные документы и сведения не содержат противоречий, информация о цене товара соотносится с количественными и качественными характеристиками. Прилагаем информацию об условиях поставки и оплате товара, где соблюдены все условия применения первого метода в основу таможенной стоимости. Положенная цена фактически уплачена согласно условиям контракта. Содержание контракта, спецификация, платежные документы, инвойсы составляют единый взаимодополняющий пакет документов. Сведения, содержащиеся в данном документе, позволяют идентифицировать декларируемый товар с товаром по заявленным условиям сделки, а также с достоверностью установить цену применительно к количественным и качественным определенным характеристикам товара и условиям поставки».
Такой ответ таможню устроил и участник ВЭД избежал доначислений.
Как отвечать на запрос про выбор поставщика?
Таможня любит спрашивать: «почему вы выбрали этого продавца?» При ответе делаем фокус на качествах товаров, почему эта продукция нам лучше всего подходит, как мы ее используем, как мы пришли к выбору этого поставщика. Сейчас и такой момент есть, что с некоторыми странами мы работать не можем — выбираем поставщиков из Турции, а не из Франции. Если таможня задает странные вопросы о причинах выбора продавца, то иногда есть смысл максимально подробно, с выделением жирным шрифтом или Большими Буквами или даже цветом, расписать свои причины. Например: «Мы выбрали этого продавца, потому что он — Производитель, не посредник. Фабрика-производитель существует с 1935 года, это мировой лидер в производстве данной продукции». Также бывает, что завод-производитель напрямую с внешними контрагентами не работает, а только через посредника, агента. Как тогда ответить — почему? Точно так же: объяснить, почему мы покупаем у посредника. У нас был кейс, где компания-производитель занимается продажами по всему миру только через дистрибьютора, а платежи отправляет в третью компанию, в управляющую. Зачастую такая информация есть на сайтах поставщика, либо он пишет об этом в переписке — все эти факты мы прикладываем в ответе таможне. Например, электронные компоненты, производитель — Тайвань. Они и раньше напрямую не работали, только через дистрибьюторов, а сейчас тем более российские компании напрямую закупать не могут. В ответе таможне мы должны дать объяснение, даже если нам кажется, что оно лежит на поверхности и как бы понятно любому. В переписке с контролирующими органами нет такого, что «это понятно любому». Точнее, в наших же интересах расписать ситуацию и наши аргументы.