Как получить лицензию на торговлю алкогольной продукции

Пошаговым алгоритмом для начинающих предпринимателей делится Аркадий Назар

Аркадий Назар
Основатель сети круглосуточных алкомаркетов «Высокий Градус» & FOOD 24/7

Основатель компаний сети круглосуточных алкомаркетов «Высокий Градус» & FOOD 24/7, Наливочный Цех «ГЛАВНЫЙ ПО РЮМОЧКАМ», Фудхакинг сервис Холобокс, проект Утилизатор-пункты приема вторсырья

Разнообразные лицензии для розничных магазинов, общепита, производственные, оптовые и так далее отличаются друг от друга набором специфических требований.  Например, уставным капиталом, который для общепита составляет 10 тысяч рублей, а для розничных магазинов определяется регионом от 200 000 до миллиона. Наличие этих денег у предпринимателя обязательно, иначе он просто не получит лицензию.

Следующее обязательство в формате общепита — это два входа, но для розничного магазина достаточно одного. Много требований к расстояниям до запрещенных зон: образовательных, детских, спортивных и медицинских учреждений, а также по квадратуре помещений розничных точек и общепита. Эти требования часто отличаются в зависимости от региона нахождения объектов.

Получить розничную лицензию не сложно, поскольку требования к оформлению, декору и так далее гораздо проще. Минус в том, что продавать алкоголь по такой лицензии вы сможете только до 23:00.

Поэтому, в первую очередь, нужно определиться с форматом лицензии: для розничного магазина или для общепита. Второе — необходимо связаться с лицензирующим органом вашего региона и выяснить, какие требования необходимы для получения лицензии. Тут важно запомнить и выполнить все нюансы, потому что при малейшем упущении вам откажут.

Третий шаг: узнать способ измерения расстояния до запрещенных зон — радиусный или по пешеходным тропам — от входа в ваше помещение до входа, например, в медицинское учреждение. Каждый способ измерения в корне меняет результат этой процедуры. Есть нюансы регламента расстояний — до ограждения (забора) или до самого входа в учреждение. В некоторых регионах есть интерактивные карты, где уже все показано радиусом, и нетрудно понять — можно открываться там или нет. Важно отметить, что бывают федеральные и региональные требования, которые противоречат друг другу. Необходимо пообщаться с лицензионщиками и выяснить, как они смотрят на эти противоречия, и как вам реагировать в том или ином случае.

Именно на этапе этих выяснений кроется основная история. Важно уметь договариваться с консультантом из лицензирующего органа «на одном языке», чтобы не допустить ошибок. Мы рекомендуем оставлять заявки на нашем сайте, потому что открыты во многих городах и готовы поделиться этими требования. В тех городах, где еще нет наших точек, можем узнать о них специально для вас.

Когда выяснены все актуальные требования, можно начинать поиск помещения. Возможно расположение в жилом доме, встроенно-пристроенное и отдельно стоящее. Требования по квадратуре часто разнятся и необходимо выяснить точные размеры. Зал обслуживания посетителей, где стоят столы, стулья и больше никакого оборудования, от 20 квадратных метров. Соответственно, общая площадь помещения не менее 50-60 квадратов. В жилых домах требования жестче и зал обслуживания посетителей регламентируется от 50 квадратных метров. Значит общая площадь — 70-80 квадратов.

Обязательны также два отдельных входа для разделения потоков посетителей с персоналом и хотя бы один санузел в доступе у посетителей. Но лучше, с технической точки зрения, сделать два санузла. То есть, если арендовано помещение с одним санузлом, второй устанавливается собственными силами, потому что удобней и этичней наличие отдельного санузла для персонала.

На следующем этапе нужно узнать у собственника кадастровый номер помещения и заказать выписку ЕГРН. По информации из выписки понятно, что помещение действительно нежилое, что имеет актуальную квадратуру и что на нем не наложены аресты, обременения или ограничения. Если в выписке написано, что есть обременение согласно договора аренды, это значит, что до этого момента договор аренды уже был зарегистрирован с предыдущим арендатором. Нужно просто расторгнуть этот договор и внести новые данные в Росреестр. Все обязательно выяснить и договориться с собственником об арендных каникулах — о периоде, когда вы не платите за аренду, используя обременения, как аргумент, который может продлить эти каникулы. В среднем при подборе помещений для наших маркет-баров, удается договориться на 2-2,5 месяца арендных каникул с экономией порядка 150-200 тысяч рублей.

Обязательно проверять отображается ли помещение в Федеральной Информационной Адресной Системе. Пока объекта не будет в ФИАСе, невозможно открыть ООО с данным юридическим адресом. Отображение в системе занимает несколько недель — это еще один аргумент для увеличения арендных каникул.

Следующий шаг — вызов компетентного кадастрового инженера, который проверит нет ли в помещении незаконных реконструкций. Например, собственник сделал из окна дверь или наоборот. Это считается реконструкцией, которую сложно и дорого узаконить. Проще от таких помещений отказаться. Если вы все же возьмете помещение с незаконной реконструкцией и не узаконите ее, то не сможете зарегистрировать договор аренды и получить алкогольную лицензию. Вызвать кадастрового инженера и сделать план БТИ с актуальной экспликацией стоит 15-20 тысяч рублей и многие экономят на этом. Но потом тратят до миллиона рублей, чтобы исправить ситуацию.

Для регистрации договор аренды должен соответствовать всем требованиям и превышать по сроку 11 месяцев. После можно переходить к ремонтно-отделочным работам, оснащению помещения мебелью, вывеской, кассой, декором и прочим. Обычно эти работы занимают не более трех недель. Важно отметить, что установка оборудования также должна соответствовать требованию лицензирующего органа.

Только после выполнения этих этапов можно подаваться на лицензию. Для этого вам необходимо собрать учредительные документы и заполнить заявление. Отмечаем, что в заявлении, в карточке контрольно-кассовой техники, в договоре аренды адреса вплоть до запятых, точек и литер должны быть одинаковыми. Потому что, если будут какие-то различия или что-то неправильно написано в адресе, — вам могут отказать. Более того, на момент подачи заявления, не должно быть долгов по налогам. Даже одна копейка долга является поводом для отказа лицензирующего органа, что влечет за собой сгорание госпошлины — 65 тысяч рублей. Вы потратите время и будете ждать следующей проверки. Обычно с момента подачи заявления до получения лицензии уходит до 30 дней и зависит от загрузки лицензирующего органа.

Проверка ведется в два этапа. На первом проверяются документы, и после него назначается выездная проверка для оценки — на сколько ваше помещение подходит под общепит и, в целом, под требования лицензирующего органа и СанПиНа. Лицензионщики ориентируются в основном на ГОСТ 30389-2013. Выездная проверка рассматривает, все ли у вас в соответствии с их требованиями по расстановке, инвентарю, декору, меню и кухне. Если все хорошо, то принимается решение — выдавать лицензию или нет. Если вам приходит отказ, нужно смотреть причину и постараться ее исправить. Если отказ с причиной, которую вы не можете исправить, например, близкое расположение детского сада, который никак не подвинуть, то вы теряете огромное количество денег, потому что придется искать другое помещение и переезжать. Поэтому возвращаемся к первому этапу — подбору помещения и выяснению актуальных требований вашего лицензирующего органа. Если вы не хотите переезжать — можете работать, продавая только пиво. В алкомаркетах выручка от пива — это половина всей выручки. То есть,  50% оборота делается на крепком алкоголе, 50% — на пиве. Есть небольшая сезонность, так как летом больше продается именно пиво, а зимой — крепкие напитки. Поэтому нужно понимать, что оставшись «на пиве», в зиму вы будете чувствовать себя плохо и понадобиться финансовая подушка.

При положительном исходе, получив разрешение, вы можете спокойно работать. Продлевать лицензию всегда легче, чем получать заново.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что без помощи опытных консультантов получить лицензию крайне сложно. Можно потратить большие деньги и огромное количество времени, поэтому всегда рекомендую обращаться к компетентным экспертам.