Обзор регуляторных трендов 2024–2025 гг
Baikal Communications Group представила аналитический обзор главных трендов в регулировании бизнеса в 2024–2025 годах
5 декабря 2024 года состоялся второй форум «Корпоративный GR», организованный компанией Baikal Communications Group.
GR-форум — аутентичная, закрытая площадка, объединяющая представителей корпоративного сектора GR-индустрии. Она создана для укрепления GR-функции, а также консолидации профессионального сообщества в условиях глобальных перемен. Спикерами на мероприятии выступили практикующие специалисты по связям с государством, руководители и топ-менеджеры крупных российских и зарубежных компаний, представители российских ВУЗов.
В рамках мероприятия Baikal Communications Group представила аналитический обзор главных трендов в регулировании бизнеса в 2024–2025 годах. Целевая аудитория исследования — российские и зарубежные компании. Обзор направлен на понимание общих векторов и динамики изменений государственной политики в России, а также их влияния на бизнес и общество.
Эксперты компании констатировали, что в 2024 году российское государство продемонстрировало адаптацию к работе в условиях санкционного давления, что активизировало полемику о близости завершения антикризисного этапа регулирования и переходе к более долгосрочной и стабильной политике.
Однако на практике регуляторная политика по-прежнему в значительной степени определяется антикризисными целями и возможности для прогнозирования изменений остаются ограниченными.
Специалисты компании определили 12 главных трендов в регуляторной политике 2024–2025 годов, которые оказывают влияние бизнес, формируя для него ключевые риски и возможности.
Тренд 1. Повышение ставок по ряду ключевых налогов
Рост бюджетного дефицита, вызванного санкциями, увеличением оборонных расходов, снижением цен на нефть по сравнению с пиковыми значениями 2022 года, привели к необходимости реформирования фискальной политики.
В июле 2024 года Президентом России подписан закон об изменении параметров налоговой системы: повышении налога на прибыль, введении пятиступенчатой шкалы НДФЛ, дополнительного налогообложения рентных доходов. Однако и после принятия закона был принят ряд мер, направленных на повышение налогового бремени бизнеса в отдельных отраслях, включая акцизы, таможенные пошлины и налогообложение крупных госкорпораций.
Тренд 2. Расширение категорий налогоплательщиков по некоторым видам налогов, появление новых видов налогов
Помимо повышения ставок по действующим налогам, в 2024 году наблюдалась тенденция по законодательному урегулированию налогообложения отраслей, которые ранее были освобождены от некоторых видов налогов. Такая политика объясняется как, появлением и активным развитием новых отраслей экономики, в отношении которых ранее существовал правовой вакуум, так и необходимостью увеличения доходов федерального бюджета.
Наиболее яркие примеры активности регуляторов в этом направлении — введение правил налогообложения майнинга криптовалют, введение сбора в размере 3% с рекламных площадок, туристический налог, расширение акциза на новые категории сахаросодержащих напитков и т. д.
Тренд 3. Стимулирование инвестиционной активности
В 2024 году на фоне налоговой реформы и увеличения налогового бремени были приняты меры стимулирующего характера для повышения экономической и инвестиционной активности в наиболее приоритетных секторах экономики. Таким образом создана возможность возврата части дополнительно уплаченных налогов, если компании ведут активную инвестиционную политику. Конкретными механизмами стали федеральный и региональный инвестиционные налоговые вычеты и льготы по налогу на прибыль для компаний, инвестирующих в НИОКР.
Тренд 4. Повышение эффективности преференциальных режимов на отдельных территориях
Правительство России продолжает уделять особое внимание вопросу применения преференциальных налоговых режимов: ТОР, СПВ, СЭЗ, САР и др. В рамках изменения параметров налоговой системы действующие режимы и объем льгот, которые применяются в отношении их участников, были сохранены. Кроме того, заметен тренд на повышение эффективности их функционирования, донастройку механизмов, введение дополнительных послаблений и новых ограничений.
Политика в отношении преференциальных налоговых режимов направлена на решение трех основных задач: 1) деофшоризация экономики; 2) стимулирование экономического роста на отдельных территориях (например, на Дальнем Востоке и в Арктике); 3) поддержка экономической активности в регионах, ситуация в которых ухудшается в связи с боевыми действиями. В 2025 году повышение эффективности преференциальных режимов продолжится.
Тренд 5. Усиление противодействия контрафакту и фальсификату, контроль качества продукции
Регулирующие органы повышают интенсивность принятия решений в целях снижения доли контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции. Помимо фактической высокой доли теневого оборота товаров, активность государства по данному направлению определяется необходимостью увеличения доходной части бюджета и стремительной цифровизацией товарооборота.
Наиболее заметные меры государства в рамках данного тренда связаны с форсированным расширением категорий товаров, которые попадают под цифровую маркировку (обязательную или в рамках экспериментальных режимов), и разработкой предложений по контролю качества продукции в электронной торговле.
Тренд 6. Регулирование платформенной экономики
Интернет-экономика — один из самых динамичных и перспективных секторов российской экономики. По данным АКИТ, только за три квартала 2024 года продажи товаров на маркетплейсах выросли на 43% до 6,2 трлн рублей. Следствием стремительного развития отрасли становится повышенное внимание к ней со стороны общества, депутатов, ФОИВ и наднациональных регуляторов.
При этом регуляторные изменения прорабатываются как на уровне Российской Федерации, так и в наднациональном пространстве на площадках структур ЕЭК. Внутри российской системы органов власти законодательная и исполнительная ветви выступают с альтернативными подходами к регулированию отрасли. При этом наибольший интерес представляют инициативы Минэкономразвития России с более широким предметом регулирования, включая всю интернет-экономику, интернет-торговлю и платформенную занятость. В свою очередь, на уровне ЕАЭС прорабатываются нормы, которые касаются таможенного регулирования и взимания пошлин с товаров интернет-торговли.
Тренд 7. Импортозамещение, защита национального производителя, технологический суверенитет
Импортозамещение остается ключевым направлением государственной экономической политики России в 2024–2025 годах. В условиях сохраняющегося санкционного давления, ограниченного доступа к зарубежным технологиям и компонентам, эта тенденция продолжает оказывать значительное влияние на бизнес.
Государственная стратегия импортозамещения вступает в новый этап. Если раньше акцент делался на поиске решений для критически важных отраслей, то сейчас упор делается на масштабирование, углубление локального производства и стимулирование инноваций, направленных на долгосрочную конкурентоспособность. При этом для бизнеса импортозамещение является не только вызовом, но и возможностью.
Среди инструментов, которыми располагает государство в рамках данного тренда государственной политики, можно выделить ограничения при госзакупках для иностранных компаний и расширение правила «второй лишний», новые национальные проекты, сокращение параллельного импорта, инициативы в сфере ограничения прав интеллектуальной собственности и ужесточение требований к уровню локализации производства.
Тренд 8. Ужесточение законодательства в сфере работы Правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями в РФ
С 2022 года продолжается тренд на введение ограничений для инвесторов и усложнение процедур вывода капитала для компаний из стран, которые поддержали санкции против России. Также наблюдается тенденция к усилению государственного контроля над иностранными инвестициями, особенно в отношении крупных сделок.
В 2024 году в рамках данного тренда были повышены минимальный дисконт при продаже активов (с 50% до 60%) и добровольный взнос в бюджет (с 15% до 35%). Сделки с участием лиц из недружественных государств по покупке и продаже активов стоимостью свыше 50 млрд руб. теперь будут совершаться с согласия Президента России.
Тренд 9. Обсуждение вопросов изъятия имущества или использования доходов компаний из «недружественных» стран. Создание и корректировка правовых механизмов
Вопросы изъятия имущества или использования доходов компаний из недружественных стран остаются одной из самых острых тем в российской регуляторной повестке. Обсуждение вопроса развивается на фоне санкционного давления и стремления государства усилить экономический суверенитет. Сформировавшаяся дискуссия влияет как на бизнес с иностранным участием, так и на российские компании, которые активно вовлечены в локализацию и импортозамещение.
При этом в 2024 году были созданы правовые механизмы, с помощью которых возможно изъятие имущества компаний из США. Подобные решения могут быть введены как ответная мера на конфискацию суверенных активов России.
Тренд 10. Поддержка экспорта на фоне внешних ограничений и импортозамещения
Внешние ограничения, сложности с импортом, и недостаточный внутренний спрос подталкивают власти к поддержке экспорта. В связи с этим государство стремится содействовать выходу российских компаний на зарубежные рынки и формирует новые механизмы взаимодействия с внешнеэкономическими партнерами страны.
Среди примеров работы регуляторов в рамках данного тренда можно выделить подготовку к перезапуску программы льготного кредитования экспортеров в 2025 году, формирование новой версии нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», проработка вопросов внедрения в международных расчетах криптовалюты.
Тренд 11. Увеличение социально-трудовых издержек работодателей, в том числе из-за регуляторной политики
Тенденция обусловлена как политическими условиями, так и мерами регуляторной политики. Наиболее заметной для бизнеса в 2024 году стала тема ужесточения миграционной политики. Проблема ограничения миграции приобрела роль электорально-значимого фактора, который оказывает серьезное влияние на настроения избирателей и регуляторную политику. В связи с этим уже более трети субъектов Российской Федерации ввели полные или выборочные запреты на труд мигрантов.
Тренд 12. Продолжение реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) и отмена моратория на проверки бизнеса
Владимир Путин дал поручение отменить в 2025 году мораторий на проверки бизнеса (с заменой их на профилактические мероприятия). На протяжении 2024 года мораторий постепенно смягчался. Например, в отношении аккредитованных IT-компаний разрешен антимонопольный контроль, за исключением плановых проверок.
В связи с этим актуальными направлениями работы регуляторов в сфере КНД являются расширение применения риск-ориентированного подхода к проверкам, запуск института соглашений между проверяемыми и контролерами об этапах устранения нарушений, внедрение цифровых сервисов, автоматизация процесса оценки соблюдения требований.
В рамках реформы КНД государство идет на открытый диалог с бизнесом. При грамотном ее завершении реформа может позволить ощутимо снизить административные барьеры.
...
Российская экономика продолжает трансформироваться, регуляторная политика преимущественно остается антикризисной, но ее инструменты постепенно меняются и акцент смещается на долгосрочное развитие. Наибольшее внимание уделяется защите внутреннего рынка, укреплению технологического суверенитета и адаптации к санкционному давлению.
Число регуляторных возможностей для бизнеса является ограниченным, однако гибкость, способность выстраивать диалог с государством посредством инструментов GR могут стать для компаний важным конкурентным преимуществом. Сотрудничество с регуляторами, ориентация на ключевые экономические тренды, инвестиции в локализацию и технологии позволят бизнесу не только минимизировать риски, но и открыть новые перспективы для роста. В условиях меняющейся регуляторной среды это становится не просто стратегией, а необходимостью.