Как избежать ловушек мышления при принятии решения
Ирина Майер — предприниматель и основатель сети клиник лазерной эпиляции «Подружки», рассказывает о 4 ловушках, которые мешают развивать бизнес
Инвестор, владелец международных девелоперских проектов
В этой статье я рассказываю о ловушках мышления, которые ведут к фатальным последствиям в бизнесе. Благодаря этим знаниям мне удалось создать сеть «Подружки» в 120 филиалов по всей стране, сохранить баланс во всех сферах жизни и успевать быть женой и матерью четверых детей.
Ловушка №1: Подтверждение собственных убеждений
Эта ловушка возникает, когда мы подсознательно ищем информацию, которая подтверждает наши уже существующие убеждения и ожидания. Мы видим только то, что хотим видеть, и игнорируем сигналы, которые могут не совпадать с нашим мнением. Автоматизмы — так мозг сохраняет когнитивную энергию.
В начале своей предпринимательской карьеры я была уверена, что наши клиенты предпочтут стандартный подход в наших услугах. Мое предположение подтверждалось несколькими клиентами, и я была убеждена, что все идет верно. Но стоило провести объективный опрос, как выяснилось, что большинству нужна персонализация. Поэтому must have для каждого предпринимателя проводить опросы своих клиентов. Так называемый customer development.
У нашего мозга на все, что нас окружает, есть оценка и свое сложившееся мнение — это и есть убеждение
Ловушка №2: Что вижу, то и боюсь
Исследования показали, что люди считают более вероятными те события, которые ярче представлены в их памяти. Например, после новостей о крушении самолетов мы боимся летать, хотя вероятность такой катастрофы крайне мала. Чтобы избежать этой ловушки, предпринимателю полезно доверять анализу данных, а не своим страхам, особенно когда события эмоционально заряжены.
Однажды я стала свидетелем увольнений в компании, где серьезно не хватало финансирования, и автоматически прикинула, что в моей компании, возможно, тоже грядет финансовый кризис. Объективные цифры показали, что бизнес стабилен, но нервы и часы пересчетов не вернуть.
Помните синдром студента-медика — психологический феномен, при котором студенты медицинских вузов, изучая симптомы различных заболеваний, начинают находить их у себя. Из-за погружения в медицинскую литературу и описания болезней они начинают верить, что страдают этими заболеваниями, хотя на самом деле это результат самовнушения.
Ловушка №3: Ловушка «я самый умный»
Чувство компетентности часто заставляет нас недооценивать риски и переоценивать свои знания. Чем больше у нас успехов, тем легче попасть в ловушку уверенности, что мы можем справиться с любой ситуацией. Чтобы избегать этой ловушки, регулярно проверяйте себя, привлекая внешние источники знаний и консультируясь с экспертами, особенно перед важными решениями.
Очень полезно иногда «выйти в поля» или «сесть за парту», признавая, что ты не самый умный и опытный, несмотря на прошлые заслуги.
На практике я поняла, что, даже если бизнес стабилен, это не значит, что мои знания всегда актуальны. В нашем маркетинговом отделе я придерживаюсь принципа open mind и постоянного поиска новых идей. Несмотря на лидерство на рынке, мы активно ищем свежие связки, коллаборации и возможности. У нас есть традиция — постоянно привлекать новые команды, нанимать сотрудников и сотрудничать с широким потоком маркетинговых агентств, что позволяет нам всегда оставаться на волне инноваций.
Ловушка №4: Эффект «стоимости потерь»
Часто предприниматели склонны держаться за убыточные проекты, поскольку уже вложили в них много времени и средств. В бизнесе такой подход может стать катастрофическим. Чтобы избежать этой ловушки, важно время от времени пересматривать свой бизнес с точки зрения текущей эффективности, а не вложенных ресурсов.
Один из моих проектов долгое время был убыточным, но, вместо того чтобы остановиться, я продолжала вкладывать ресурсы, думая, что он вот-вот начнет приносить прибыль.
Только после того, как я приняла рациональное решение закрыть проект, мне удалось перераспределить ресурсы и развить новое направление, которое было успешным. Я называю это — «отстегнуть дохлую лошадь.
Как избежать ловушек мышления в принятии решений
Системный анализ. Используйте данные и цифры, чтобы оценить риски и выгоды. Это помогает снизить влияние эмоций на решения.
Разнообразие мнений. Привлекайте к обсуждению команды или коллег, особенно если это эксперты с различными взглядами. Это помогает увидеть картину шире и избежать субъективных решений.
Проверка гипотез. Как и в науке, перед принятием серьезного решения полезно проверять свои предположения. Это можно сделать через эксперименты, опросы или консультации с экспертами.
Рефлексия и выводы. Регулярно анализируйте, какие решения оказались успешными, а какие нет, чтобы выявить свои слабые места и учитывать их в будущем. Не пренебрегайте такой простой вещью.