Геймификация: как игровые элементы меняют подход к обучению

Геймификация как инструмент, активно меняющий образовательную систему

Рафаил Валиев
Собственник НПЦ «НовАТранс»

Основатель Научно-производственного центра «НовАТранс», серийный технологический предприниматель, разработчик систем обучения для крупнейших российских компаний, венчурный инвестор

При использовании различных систем обучения существует проблема внимательности и заинтересованности обучающегося в процессе. Для повышения вовлеченности обучаемого появляются новые возможности, одной из которых является геймификация и визуализация (погружение в рабочую среду), где основой повышения качества обучения становится внутренний резерв человека — азарт.

Что такое геймификация

Геймификация — внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь с целью мотивации, вовлечения и достижения определенных целей. 
В последние годы геймификация стала одной из наиболее обсуждаемых и применяемых концепций в области образования. Этот подход трансформирует классический процесс обучения, добавляя элементы вовлеченности и интерактивности, что позволяет более эффективно усваивать знания и навыки.

Варианты геймификации

Мы не просто используем технологии и приемы игры. Мы постарались передать саму суть. Сделать сложное простым и увлекательным как игра.

VR-тренажеры 

Основная цель виртуальной реальности — предоставить пользователю ощущение «погружения» в виртуальный мир. Технология повышает уровень вовлеченности в решении практических задач. Геймификация в VR может проявляться в форме квестов и сценариев, где пользователи решают задачи, выполняя миссии в виртуальном пространстве. Это способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем.

3D-атласы

Интерактивные 3D-атласы увлекают пользователя предоставляя возможность взаимодействия с рассматриваемым устройством в игровом формате. Устройство можно крутить на 360 градусов, разбирать и собирать как детали Lego. Также в атласе содержится вся необходимая справочная информация об оборудовании.

Электронные курсы

Электронные курсы увлекают пользователя и удерживают его внимание, позволяя взаимодействовать с объектом изучения в режиме реального времени. Курсы состоят из нескольких разделов, которые содержат теоретическую и тестовую части. Сквозная навигация позволяет пользователю самостоятельно определить последовательность изучения разделов курса. Система выставляет экзаменационный балл в автоматическом режиме, поэтому оценка не зависит от мнения преподавателя. Использование 3D-технологии позволяет изучить состав и принцип работы в реалистичном трехмерном пространстве. 

Симуляторы

3D — симулятор — это приложение, управление которым осуществляется при помощи мыши и клавиатуры. Обучаться на нем словно играть в компьютерную игру. В режиме обучения студент, в сопровождении виртуального гида, проходит заданные локации. Гид подсказывает и объясняет все действия пользователя, а если все же возникает затруднительная ситуация, прохождение сценария не прервется (однако ошибка будет зафиксирована) — всегда можно вызвать всплывающую подсказку. На «экзамене» же ни виртуальный гид, ни подсказка уже не помогут – пользователь должен выполнить все те же действия с четким соблюдением последовательности, но уже абсолютно самостоятельно и за ограниченное время.

Почему это работает

  • Мотивация и вовлеченность. Игровые элементы создают атмосферу, в которой учащиеся чувствуют себя вовлеченными и заинтересованными. В отличие от традиционного подхода, который зачастую воспринимается как рутинный, геймификация вносит элемент соревнования и ожидания награды. Это значительно усиливает мотивацию студентов, заставляя их стремиться к достижениям и успеху.
  • Эмоциональная связь. Игры вызывают сильные эмоции, что помогает учащимся устанавливать личные связи с учебным материалом. Когда ученики погружаются в игровую среду, они начинают испытывать радость от выполнения задач, что способствует более глубокому усвоению знаний.
  • Адаптивное обучение. Геймификация позволяет индивидуализировать подход к каждому ученику. Студенты могут двигаться в своем темпе, выбирая задания в зависимости от уровня сложности, что соответствует их интересам и способности. Это делает процесс обучения более персонализированным и эффективным.
  • Структурированное обучение. Геймификация помогает организовывать учебный процесс, разбивая его на более мелкие, управляемые задачи и уровни. Это делает обучение менее устрашающим, а студентам легче достигать конкретных целей.
  • Социальное взаимодействие. Многие игры предполагают командную работу и взаимодействие с другими игроками. Это не только развивает социальные навыки, но и способствует обмену знаниями и опытом между учащимися, что делает процесс обучения более динамичным
  • Обратная связь. В игровом процессе учащиеся мгновенно получают обратную связь о своих успехах и ошибках. Это позволяет им оперативно корректировать свои действия и улучшать свои результаты, что в традиционном обучении может занять больше времени и потребовать дополнительных усилий.
  • Награды и достижения. Система наград, будь то виртуальные значки, очки или статус, создает положительное подкрепление для учащихся. Это помогает им видеть результаты своих усилий, что поднимает уверенность в себе и желание продолжать учиться.

Как геймификация помогает в обучении

Геймификация открывает новые горизонты в области образования, предлагая инновационные подходы для повышения вовлеченности и мотивации учащихся. Внедрение игровых элементов в учебные программы предоставляет массу возможностей для формирования увлекательной и интерактивной образовательной среды. Однако, как и с любыми методическими новшествами, важно применять геймификацию с умом, учитывая интересы и потребности каждого учащегося. В конечном счете, цель состоит в том, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным, эффективным и доступным для всех.