МАСО 23 декабря 2024

Как ДПО помогает бизнесу решать проблему дефицита кадров

О влиянии дополнительного профессионального образования на проблемы дефицита кадров на реальных примерах рассказывает Ирина Калюшик

Ирина Калюшик
Директор АНО ДПО «МАСО»

Учредитель и генеральный директор МАСО, эксперт в сфере дополнительного профессионального образования с опытом более 20 лет

Нехватка квалифицированных кадров в России является одной из самых острых проблем рынка труда. В 2023 году дефицит рабочих составил 4,8 миллиона человек, что стало следствием демографического кризиса и повышенного спроса со стороны развивающихся отраслей, таких как IT и e-commerce. Эта тенденция продолжает усиливаться из-за ускоренного технологического развития, смены поколений и цифровой трансформации бизнеса. В таких условиях дополнительное профессиональное образование становится важным инструментом для закрытия кадровых потребностей и повышения квалификации сотрудников. В статье мы рассмотрим, как образовательные программы помогают бизнесу решать проблему нехватки специалистов, а также поделимся успешными кейсами от Международной академии современного образования.

Почему дополнительное профессиональное образование актуально для бизнеса

Традиционная система образования не всегда успевает адаптироваться к быстрым изменениям на рынке труда. Например, с момента разработки новых учебных программ до выпуска первых студентов могут пройти годы, в то время как потребности бизнеса меняются ежемесячно. В таких условиях дополнительное профессиональное образование становится одним из наиболее быстрых и гибких решений, позволяя:

  • Обновить знания сотрудников в кратчайшие сроки.
  • Развить узкоспециализированные навыки, востребованные на рынке.
  • Обеспечить соответствие стандартам и нормативам отрасли.

По оценкам Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), в 2024 году около 70% работодателей планировали инвестировать в ДПО для своих сотрудников, признавая необходимость непрерывного обучения в условиях динамичного рынка труда.

Корпоративное обучение: примеры внедрения образовательных решений

Сегодня многие организации и государственные учреждения сталкиваются с необходимостью повышения квалификации сотрудников и оптимизации процессов обучения. Программы дополнительного профессионального образования играют важную роль в решении этих задач. Мы представляем несколько кейсов, когда было реализовано корпоративное обучение, удовлетворяющее запросы различных организаций.

Кейс 1: Обучение сотрудников государственной структуры

Один из государственных центров столкнулся с нехваткой квалифицированных специалистов в отдаленных районах. Традиционные методы обучения требовали значительных затрат на командировки и отрыв сотрудников от их работы. В ответ на эту потребность был разработан дистанционный курс повышения квалификации, включающий вебинары, тесты и интерактивные материалы. Это позволило обучать сотрудников без необходимости покидать рабочие места, что сократило расходы и повысило качество предоставляемых услуг.

Кейс 2: Разработка программы для нового предмета в школе

Одна из образовательных организаций обратилась с запросом на разработку учебной программы по новому предмету — «Основы безопасности и защита Родины». В короткие сроки были подготовлены методические материалы и программа повышения квалификации для преподавателей. Это позволило школе оперативно внедрить новый предмет в учебный процесс, обеспечив выполнение образовательных стандартов и качественное преподавание.

Кейс 3: Периодическая аккредитация и повышение квалификации сотрудников больницы

Региональная больница столкнулась с необходимостью прохождения периодической аккредитации сотрудников, что потребовало значительных усилий в подготовке документов и обучении персонала. Были предложены курсы повышения квалификации для медицинских работников с зачислением баллов на портал НМО. В процессе подготовки документов и взаимодействия с аккредитационной комиссией больница успешно прошла аккредитацию, улучшив квалификацию своих сотрудников без ущерба для работы учреждения.

Гайд: как выбрать образовательную организацию для корпоративного обучения

При выборе компании, организующей обучение в сфере дополнительного профессионального образования для сотрудников, важно учитывать несколько факторов, которые помогут сделать обучение эффективным и соответствующим бизнес-целям.

1. Анализ потребностей компании  

Прежде чем искать образовательную организацию, необходимо провести внутренний анализ и определить, какие именно навыки и компетенции необходимо развить у сотрудников. Это могут быть как специализированные навыки, связанные с новыми технологиями, так и общие компетенции, такие как управление проектами или командная работа.

2. Опыт и репутация компании

Изучите отзывы, кейсы и опыт работы образовательной организации с другими корпоративными клиентами. Хороший показатель — наличие успешных проектов и долгосрочных партнерств с крупными компаниями. 

3. Гибкость и адаптивность программ  

Обращайте внимание на возможность адаптации образовательных программ под нужды вашей компании. Идеально, если организация готова предложить несколько форматов обучения, а также адаптировать содержание курсов в зависимости от специфики бизнеса.

4. Использование современных технологий  

Выбирайте образовательные организации, которые активно внедряют технологии, такие как искусственный интеллект, виртуальная реальность и анализ данных для создания адаптивных курсов. Это позволяет сделать обучение более интерактивным и персонализированным, что повышает его эффективность.

5. Наличие поддержки и сопровождения студентов  

Важно, чтобы образовательная организация обеспечивала поддержку студентов на всех этапах обучения. Это может включать онлайн-чаты с преподавателями, доступ к наставникам и постоянную обратную связь.

Дополнительное профессиональное образование играет важную роль в повышении квалификации сотрудников и помогает бизнесу адаптироваться к изменениям на рынке. Опыт корпоративных программ МАСО показывает, что вложения в обучение сотрудников могут принести пользу за счет повышения эффективности работы, сокращения затрат на подбор новых специалистов и улучшения качества услуг.